Музей городского освещения "Огни Москвы"
Каждый день мы с Вами возвращаемся домой с работы по вечерней Москве. Идем по освещенным улицам, любуемся иллюминацией, красиво подсвеченными высотными зданиями. И не задумываемся, что еще совсем недавно город наш становился совершенно непригодным для прогулок в ранние зимние вечера. Попробуем вернуться в прошлое - на несколько веков назад…
Что было до…?
Наиболее распространенным способом освещения в древности была лучина. Пучки тонко расщепленных лучинок вставлялись в железные держатели - светцы. При раскопках часто находят эти светцы - стержни с разветвлениями (иногда несколько затейливой формы), в которые и вставляли лучину. Были светцы с заостренными нижними концами, вбивавшиеся в стены или лавки, были и большие светцы, напоминающие современные торшеры, стоящие на собственной (также железной) ножке. А во избежание пожара под светец подставляли корыто с водой.
Среди археологических находок есть и маленькие округлые плоские чашечки с загнутым внутрь краем и спиральной ручкой, поднимающейся намного выше края сосуда. Это тоже светильники. В такую плошку наливали масло и опускали в него какой-либо фитиль, который давал не такой яркий свет, как горящая лучина, но зато и не так дымил да и горел дольше.
В домах побогаче позволяли себе жечь свечи - сальные, реже - восковые. В подвале дома Сулешовых найден железный подсвечник с острым стержнем, который тоже, наверное, вбивали в стену, как светец. Есть и находки кованых железных подсвечников на ножках. Такие ставились на стол или на скамью. Свечи, конечно, сразу вытеснили бы лучины и масляные плошки, если бы не дороговизна, на которую жаловались простые люди еще и в начале нашего столетия. А в парадных залах Троекуровых и иных бояр под потолками висели на цепях настоящие кованые люстры, в которых при торжествах горели зараз десятки свечей.
С чего все началось?
При всем многообразии светильников улицы оставались темными и способствовали росту грабежей, разбойных нападений и просто несчастных случаев. Переломный момент наступил 270 лет назад.
Указ императрицы Анны Иоанновны от 27 ноября 1730 года (по старому стилю) повелевал: "на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, такие, какие от полицмейстерской канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25-му числу".
Масляные фонари
В 1766 г. уже было установлено 600 фонарей, в которых горело конопляное масло. В 1782 г.Москву "озаряло" 3,5 тыс.фонарей, в 1800 их было 6,6 тысячи. На эксплуатацию каждого такого фонаря казна отпускала один рубль. В 1849 г. на столбах мерцали 8 тысяч языков пламени.
Первые фонари устанавливались на деревянных столбах и заправляли конопляным маслом, которое было "чисто, для пищи приятного вкуса, но горело не так светло, потому что было сделано из сырых коноплей". Первое время освещение уличными фонарями устраивалось лишь в торжественных случаях. В последствии был разработан осветительный календарь: фонари освещали улицы с 1 сентября по 1 мая всего 18 ночей в месяц, а в лунные ночи вовсе не зажигались. Сила света этих фонарей составляла всего 1-2 свечи, однако прослужили они на московских улицах более 130 лет. Еще в 70-е годы XIX века "на окраинах и глухих переулках горели подслеповатые масляные фонари; зажигать и чистить их лежало на обязанности пожарных, которые большую часть конопляного масла, отпускавшегося им для освещения, довольно плохого, съедали с кашей. Вследствие этого редко поставленные масляные фонари, ночью едва мигавшие на темных улицах, рано гасли и улицы с переулками погружались в кромешную тьму и тем дополняли картину патриархальной Москвы..."
Керосиновое освещение
Замену конопляному маслу искали долго. В первой половине XIX века пытались использовать для уличного освещения и лампадное масло, и хлебный спирт. Только в середине XIX века на мировых рынках появился непревзойденный конкурент - керосин (минеральное масло) - более легкое и дешевое горючее. В 1863 году Московская Городская Дума объявила торги на устройство керосинового освещения. Подряд на установку 2200 керосиновых фонарей достался французскому подданному Ф. Боаталю.
Газовое освещение
Несмотря на то, что многие москвичи считали освещение "текучим", как тогда говорили, газом хотя бы частички города признаком умственного повреждения, вслед за керосиновыми засияли газовые фонари. В 1865 году Московская Городская Дума подписала 30-летний контракт на устройство в Москве газового освещения с английской фирмой Букъе и Гольдсмита, объявившей низшую цену на торгах за один уличный фонарь в год (14 рублей 50 копеек). По этому контракту компания должна была в течение трех лет построить завод по сухой перегонке каменного угля в Нижнем Сусальном переулке, проложить газопроводную сеть, поставить и осветить ЗООО фонарей. К 1868 году они уже сияли на улицах Москвы.
Однако не все было так благополучно. Компания несла крупные убытки, ибо к газовой сети никто из абонентов не спешил подключаться, все предпочитали обходиться по старинке - свечами. Лишь к 1905 году эту проблему удалось разрешить - все предприятие перешло к городу и стало с тех пор интенсивно развиваться.
Языки газовых фонарей разгоняли тьму на московских улицах с 1866 по 1932 гг. В 1880-х годах австрийцем Карлом Ауэром была изобретена калильная сетка, в несколько раз увеличивавшая силу света газовых и керосиновых фонарей.
Электрическое освещение
Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. В саду "Эрмитаж" вечерами публика приветствовала их включение аплодисментами. 15 мая 1883 года, в дни коронации Александра III, при помощи 22х дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Правительством Москвы было закуплено для этой цели 3500 лампочек накаливания Т.А.Эдисона. После празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах, а первой улицей, освещенной электричеством, была Тверская.
Одним из первых электрическое освещение стал использовать театр Корша, находившийся в Камергерском переулке, где теперь Художественный театр. В 1882 году в только что отстроенном здании было электрическое освещение сцены, зрительного зала, фойе и артистических уборных. "Это тогда было новостью необыкновенной, - писала ведущая артистка театра А. Я. Глама-Мещерская, - и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно... Тем не менее, впечатление новое освещение производило огромное".
Владимир Гиляровский в своей знаменитой книге "Москва и москвичи" со свойственным ему чувством юмора описывает первый в Москве "электрический" бал.
"Это было в половине восьмидесятых годов. Первое электрическое освещение провели в купеческий дом к молодой вдове - миллионерше, и первый бал с электрическим освещением был назначен у нее. Роскошный дворец со множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества. …Хозяйку дома загримировали применительно к новому освещению. Она была великолепна, но зато все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица хозяйка дома была только одна с живым цветом лица."
В 1895 году Московская Городская Дума заключила договор сроком на 50 лет с "Обществом 1886 года". Оно взяло на себя обязательство построить необходимые сооружения с тем, чтобы "каждый желающий мог за свои 5 копеек за гектоватт - час иметь у себя на квартире электрическую лампочку". В ноябре 1897 года, состоялось торжественное открытие первой центральной электростанции на Раушской набережной.
Однако центр города не спешил расцвечиваться электрическими огнями. На улицах можно было встретить несколько видов осветительных приборов. В районе Садового кольца предпочтение отдавалось газовым, газокалильным и дуговым электрическим светильникам. Окраины продолжали освещаться керосиновыми фонарями. Электричеством освещалось только несколько центральных улиц. В 1910 году в городе действовало 440 дуговых электрических фонарей и шесть опытных с лампами накаливания. А в 1913 г из 20842 уличных светильников, установленных на улицах и площадях Москвы, 7806 были газовыми, 9029 - керосиновыми и лишь 4007 - электрическими. Весь город обслуживали 2 электростанции общей мощностью в 66,5 тыс.квт.
Основной причиной такого положения являлась разрозненная организация управления наружным освещением города. 1 января 1912 года был организован специальный отдел освещения при объединении в нем всех специалистов, в дальнейшем он получит "казенное" название "Мосгорсвет".
Во время Первой мировой войны и последующей за ней революции уличное освещение пришло в упадок. В трудные годы гражданской войны жители Москвы растаскивали керосин, фонарные стекла и горелки. Фонарные столбы использовали в качестве топлива.
Развитие наружного освещения в столице ускорилось благодаря разработанному в 20-е годы плану электрификации всей страны (ГОЭЛРО) и утвержденному в июле 1935 года, Генеральному плану реконструкции Москвы. К 1926 г. все керосиновые фонари были заменены электрическими, а в 1932 г. были ликвидированы последние газовые фонари. В этом же году городское световое хозяйство подверглось новой крупной реорганизации. Управление наружного освещения и Государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест "Мосгорсвет", которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, трамвайных и автотранспортных остановок, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения. В 1936 году на московских улицах появились первые телескопические автовышки, во многом облегчившие работу электромонтеров. В конце 30-х годов в Москве была создана независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления.
С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников "Мосгорсвета" стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц. Только в октябре 1942 года на главных магистралях Москвы начало функционировать маскировочное освещение.
Действительно интенсивное развитие освещения города началось только после 1945 года. За первое послевоенное пятилетие количество фонарей утроилось, а за последующие 46 лет возросло еще в 2 раза.
К 7 сентября 1947 года - дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.
В 1938 году московскими учеными во главе с С.И. Вавиловым были созданы первые образцы люминесцентных ламп. Начавшаяся Великая Отечественная война задержала развитие их производства, но в послевоенный период проведение научно-исследовательских работ по применению таких ламп в наружном освещение Москвы возобновилось. С 1954 года на московских улицах начинается установка светильников с газоразрядными лампами: люминесцентными и ртутными (ДРЛ).
1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (ныне Охотный ряд) и площади Дзержинского (ныне Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы "General Electric". В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако, оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.
За последние годы XX столетия "Мосгорсветом" совместно с заводом "Светотехника" было разработано более 10 серий новых светильников с натриевыми лампами высокого давления, что практически позволило отказаться от закупки импортных светильников. На московских улицах появились новые осветительные установки. В январе 1996 года впервые в стране на Комсомольской площади были установлены три высокомачтовые опоры высотой 30 метров со спускными "коронами", состоящие из 10 светильников-кососветов с натриевыми лампами высокого давления мощностью 1000 Вт. В последующие годы число таких установок в городе заметно увеличилось - они появились у Храма Христа Спасителя, в Лужниках, на транспортных развязках МКАД и др. В конце 1999 года была смонтирована в Новокутузовском тонелле система встречного освещения, позволяющая улучшить условия видимости при въезде в тонелль. В мостовых пешеходных переходах через МКАД начали использовать архитектурно-функциональные системы освещения с использованием протяженных полых зеркальных световодов. Таким образом, освещение городских магистралей стало практически искусством.
История создания музея
А что же витееватые и причудливые старинные светильники? Неужели все их многообразие безвозвратно ушло в прошлое? Нет, все это не забыто, мало того - бережно сохраняется и преумножается в небольшом малоприметном особнячке в центре Москвы. И Вы все это можете увидеть своими глазами.
В 70-е годы здание старинных белокаменных палат XVII века в Армянском переулке, принадлежавших боярам Милославским, было отдано в долгосрочную аренду предприятию "Мосгорсвет". Тогдашний директор предприятия Юрий Аполлонович Харкеевич (1913-2001) получил возможность осуществить свою давнюю мечту: организовать здесь Музей уличного освещения.
Идея эта восходит к 30-м годам. Когда началась электрификация столицы, директор треста "Мосгорсвет" А.В.Умов решил сохранить для будущих поколений образцы уходящих в историю уличных фонарей. Им была собрана довольно обширная коллекция, которая, к сожалению, позже пропала. На улицах Москвы старинных фонарей практически не оставалось. Поэтому Юрию Аполлоновичу экспонаты пришлось собирать по крупицам. В этом ему сильно помогли ветераны "Мосгорсвета". В декабре 1980 года открылась выставка, посвященная 250-летию уличного освещения Москвы.
Экспозиция вызвала большой интерес. Выставку посетило около четырех тысяч человек. О ней сообщали газеты и журналы, радио и телевидение. Через четыре года со страниц журнала "Светотехника" прозвучал призыв организовать на основе выставки Музей наружного освещения. Призыв поддержали Главное управление культуры исполкома Моссовета и дирекция Музея истории и реконструкции города Москвы. В ноябре 1984 года музей на общественных началах при предприятии "Мосгорсвет" вошел в официальный московский музейный список. Большую помощь молодому собрату оказали Политехнический музей, Музей истории и реконструкции города Москвы, музей-усадьба "Останкино". И в настоящее время экспозиция продолжает существенно пополняться.
Экспонаты
Здесь представлены разного вида источники света: светцы, масляные, керосиновые и газовые фонари, и конечно современные электрические светильники. Большое количество фотографий с видами старой Москвы позволяют совершить удивительную экскурсию по Первопрестольной. Для детей проводятся интереснейшие занятия, на которых юные москвичи знакомятся с бытом жителей родного города прошлых лет. Они слушают рассказы про масляные лампы, керосинокалильные фонари и "светец с лучиной в бедном московском доме".
Главный экспонат первого зала - копия первого московского уличного фонаря, изготовленная по чертежам, предоставленным Музеем истории и реконструкции города Москвы. Подлинных экземпляров с тех далеких времен, к сожалению, не сохранилось, как и спиртоскипидарных фонарей, которые применялись только одно десятилетие. Но в архивах недавно были обнаружены чертежи этих фонарей.
Зато достаточно полно представлено в музее керосиновое освещение. Кроме уличных, здесь имеются керосиновые каретный и железнодорожный фонари и несколько видов ламп для освещения жилья.
Многие считают, что электрическое освещение в России началось с "лампочки Ильича". Ее в экспозиции вы не обнаружите. Зато на фотоснимках можно увидеть электрические лампы, созданные в 70-е годы XIX века русскими учеными П.Н.Яблочковым и А.Н.Лодыгиным.
Среди экспонатов третьего, "современного" зала выделяются две электрические лампы накаливания начала ХХ века. Они были обнаружены в 1988 году в старых запасах светотехнической лаборатории "Мосгорсвета". Это первые образцы газополных ламп, изготовленных знаменитыми и поныне фирмами "OSRAM" и "PHILIPS". Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота - 35 и 55 см).
С заграничными соседствуют лампы отечественные, изготовленные на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ) в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. В 1935 году над Кремлем вместо двуглавых царских орлов появились золотые звезды. Однако ночью их не было видно, и правительство решило к двадцатилетию Октябрьской революции установить на кремлевских башнях звезды из рубиново-красного стекла. В мае 1937 года сотрудники светотехнической лаборатории ВЭИ приступили к их проектированию и изготовлению. Чтобы звезды сияли в темноте, в каждой запроектировано по одной лампе накаливания специального исполнения мощностью 3,7 Квт и 5 Квт.
Один из уникальных экспонатов - натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году, то есть задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Впрочем, первые попытки устройства в Москве натриевого освещения закончились неудачно: эти лампы давали свет неестественных оттенков. Москвичи не желали ходить вечерами с зелеными лицами.
В музее можно также познакомиться с системой централизованного телемеханического управления наружным освещением столицы, введенной в эксплуатацию незадолго до начала Великой Отечественной войны. Эта система позволяла осуществлять масштабную светомаскировку.
Как ни странно, современные светильники и лампы вызывают у посетителей интерес не меньший, чем древние, хотя ими полны улицы столицы. Музей открывает новые грани привычного, примелькавшегося. Здесь постоянно проводятся экскурсии. Основную часть аудитории составляют учащиеся школ и студенты. В Музей обращаются также специалисты-светотехники, архитекторы, проектировщики.
По материалам музея и собственным впечатлениям от посещения выставки. Использованы материалы с сайта Мэрии Москвы, а также статьи Н.В.Потаповой "Музею ОГНИ МОСКВЫ - 15 лет", опубликованной в №11 Московского журнала за 1999 год.
|