О Домострое и "тяжелой женской доле"
С.А.Горбова
"Жены ради доброй блажен есть муж, и число дней его сугубо (удвоено)" Домострой
"Россия оказалась на первом месте в мире по количеству женщин, работающих в сфере управления. 89 процентов отечественных предприятий зачислили дам в верхние менеджерские эшелоны. Второе место заняли Филиппины - 85 процентов, и США третье - 75 процентов. Женщинам досталось 42 процента всех руководящих постов в российском бизнесе ". Эта новость облетела газеты, экраны и сайты нашей страны в преддверие празднования женского дня и, наверняка, заставила испытать население страны чувство гордости таким прорывом русских женщин в мировую экономику. А стоит ли гордиться такими достижениями? Радоваться ли тому, что наша русская баба, вместо того, чтобы спокойно растить здоровых детей, полагаясь на крепкое мужеское плечо, вынуждена не только работать наравне с сильным полом, но и рвать когти, опережая мужчину по всем показателям и стремясь ввысь по ступеням карьерной лестницы. Ради самолюбия? Или ради обеспечения детей и своего благоверного, слишком занятого творческой работой, чтобы подумать об оплате обучения в ВУЗе старшенького и покупке выпускного платья для младшенькой. Не обижайтесь, мужчины, надеюсь, что среди моих подписчиков такие не встречаются. Да и пусть женщины почувствуют себя важными и нужными в канун единственного дня, когда они вспоминают, что они женщины, а не менеджеры, инженеры, продавцы и строители.
Интересно, а как жили и ощущали себя наши сестры по "несчастью" в прошлом?
Еще с X века среди земледельцев, населявших территорию Московского края, существовало разделение труда между мужчиной и женщиной, которое было обусловлено отнюдь не политическими, а физиологическими причинами. Женщины, как существа, во-первых - более слабые, а во-вторых, обремененные необходимостью продолжения рода, выполняли менее тяжелую работу. Мужчины пахали и сеяли, женщины убирали урожай. Лошадь была на попечении хозяина, за остальным скотом и домашней птицей ухаживала хозяйка. Женщина занималась изготовлением одежды, мужчина ловко владел топором, которым, по замечанию Льва Толстого, мог и построить дом и вырезать ложку.
Со временем как общество, так и положение женщины в нем менялось, однако неизменным оставался факт разделения прав и (заметьте!) обязанностей.
В "Домострое", которым любят пугать друг друга современные феминистки, читаем: "Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит".
Несмотря на "покорство" и "страх", жена не была рабой мужа: ей был вверен весь дом. Во всем, что касалось домашних дел, она была полной хозяйкой или, как тогда говорили, "госпожой". Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на ее попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни.
Домашних дел хватало. Чем богаче муж, тем больше хозяйство. Однако чем же занимались женщины, лишенные возможности ходить на "любимую" работу и ведущие затворнический образ жизни на досуге?
Ну, не мне Вам объяснять, то досуг у женщины - явление весьма редкое. Хозяйка даже не каждое воскресенье могла себе позволить ходить в церковь. Другое дело - хозяйские дочери. Хотя и им сидеть без дела особо не дозволялось. К замужеству девушка должна была освоить все рукоделия, грамоту и Закон Божий. Однако и замужняя женщина не всегда занималась хозяйством. В праздники и ей удавалось отдохнуть. Герберштейн в своих "Записках о московитских делах" пишет, что "в определенные праздничные дни они (московиты) разрешают женам и дочерям сходиться вместе для развлечения на привольных лугах" для забав.
Помимо забав занимались женщины благотворительностью. Те, что победнее - раздавали милостыню и устраивали "благотворительные обеды" для нищей братии. Более знатные - устраивали храмы и монастыри.
Женщины привилегированного сословия проявляли себя на политическом, дипломатическом и культурных поприщах. Они были полноправными правительницами в своем княжестве или вотчине, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть в княжествах и королевствах, регентшами, опекуншами. Эти представительницы прекрасного пола отличались на Руси высоким по тем временам уровнем образованности и культуры, что позволяло им принимать участие в государственных делах, в управленческой деятельности.
Не так уж мало выдающихся женщин оставили свой след в истории России. Среди них: великая княгиня московская Софья Фоминична (Зоя Палеолог), жена великого московского князя Ивана III и великая княгиня тверская Елена Стефановна. Рязанская княгиня Анна Васильевна проявила себя в политической жизни и борьбе как в Русских княжествах, так и за рубежом. Жена Дмитрия Донского суздальская княжна Евдокия также сыграла большую роль в истории Московского княжества.
Прав у таких женщин было гораздо больше, как впрочем, и у их мужей. Они наследовали земли мужа наряду со своими сыновьями, а в случае их малолетия становились полноценными опекунами с правом самостоятельного распределения наследства среди детей.
Были у княгинь и свои имения - волости. Некоторыми из них они могли распорядиться произвольно (опричнины). Другие назначались на их содержание; эти волости назывались княгининскими пошлыми. Во всех этих волостях княгиня была полною владетельницею и даже имела право вершить суд над подданными.
Среди детей они пользовались уважением не меньшим, чем их отцы. "А вы, дети мои, - говорит святой благоверный князь Дмитрий Донской в своем духовном завещании, - живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут… А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения".
Договор великого князя Василия Димитриевича с братьями начинается так: "По слову и благословению матери нашей Авдотьи". В договор свой с братом Юрием Василий вносит следующее условие: " А матерь свою нам держать в матерстве (достоинстве) и в чести ". Сыну своему Василий Димитриевич наказывает держать свою мать в чести и матерстве, как бог рекл; в другом завещании обязывает сына почитать мать точно так же, как почитал отца. Князь Владимир Андреевич серпуховской дает своей жене право судить окончательно споры между сыновьями, приказывает последним чтить и слушаться матери. То же самое приказывает сыновьям и Василий Темный.
Тем не менее, как в богатых, так и в бедных семьях, главой в доме все же был муж. Женщина должна была во всем слушаться мужа, а девушка - отца. Женщина ничего не смела покупать без разрешения мужа (завидуйте, современные мужчины!), ни с кем знакомиться без его согласия, ни ходить без его ведома в церковь. Но ведь безоговорочное подчинение и послушание было уделом не только женщин, - беспрекословно повиноваться главе семьи должны были и все остальные домочадцы, живущие и с ним под одной крышей и зависящие от него. Почтение в отношении к старшим было залогом общего согласия и любви. А современная семья? Когда Ваша 15-летня дочь в ответ на Ваши замечание относительного ее позднего прихода домой, грубит Вам, - не возникает ли у Вас ностальгии по тому золотому времени? А при виде того, во что она одевается? А требования к внешнему виду в те времена были очень жесткие. Разве мыслимо было порядочной женщине показаться на людях не только в короткой юбке или с полуобнаженной грудью, но и без определенного количества длинных, сдерживающих движение одежд, надетых одна на другую? Глубокие декольте ввел в Моду лишь Петр I вместе с другими западными несуразицами. Кроме того, замужние женщины должны были прятать свои полосы - ни дома, ни на людях они не могли показываться без головного убора. Но опять же - существовали и свои, не менее жесткие требования к одежде мужчин.
Конечно, нельзя отрицать еще и тот факт, что зачастую женщины страдали от побоев.
"В доме мужа на стене девушку ждал "дурак" - так называлась плеть, предназначенная для жены. Поучения того времени не советовали бить жену железными и деревянными предметами, но "поучать вежливенько плетью". Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит" - вот типичное описание России времен Ивана Грозного.
Да, было дело. Недаром жива до сих пор средневековая пословица: "Бьет - значит любит". Но били не только женщин - но и детей: "Кто жалеет розгу, тот губит ребенка". (Может, нашим избалованным детям иногда тоже не хватает ремня?)
Да и по прошествии веков ситуация не сильно изменилась. Сейчас в рабоче-крестьянской среде мужья бьют жен не менее часто, чем раньше.
Значит, дело, наверное, не в половых предрассудках, и не в социальном строе, а в общей жестокости нравов в определенных кругах общества. Просто в то время образованных, хорошо воспитанных людей было меньше, и общий культурный уровень был ниже. Хотя, о современном обществе я бы не стала говорить с такой уверенностью.
Разумеется, чем ниже было положение женщины, тем больше бедной доставалось. Хуже всего приходилось крепостным. Были случаи, что крепостные женщины подвергались насилию со стороны господ. С другой стороны, разве крепостные мужчины имели больше прав?
В общем, конечно, доставалось нашей сестре! Но неужели это ущемление прав лучшей половины человечества поощрялось домостроем? Разумеется, нет! Эта книга, написанная православным священником, призывала к истинно христианским добродетельности и кротости не только женщин, но и мужчин. Она советовала наставлять домочадцев "не понуждением, не битьем, не тяжким рабством, но, словно детей, что всегда в порядке, одеты и сыты, и в теплом дому", и "ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить".
Да и вообще, зная некоторые образы русских женщин из известных литературных произведений, можно полагать, что далеко не все мужья могли поднять на жен руку, но и некоторые из них сами страдали от побоев жены. Помните старый анекдот: " Жена с веником бегает по квартире за мужем, тот забрался от нее под кровать. Тщетно попытавшись достать его оттуда, она грозит ему: "Ну-ка вылезай, окаянный!". - "Кто из на глава семьи? - вопрошает муж в ответ. - Сказал, не вылезу - значит, не вылезу!".
Кроме того, права женщины всегда охранялись законами. Еще в старые времена предусматривались штрафы и кары в случае, если девицу принуждают силой выйти замуж, а она, не желая брака, причинит себе смерть или увечье. И насилие женщины всегда преследовалось по закону: за бесчестие женщины в средневековой допетровской Руси причитался изрядный штраф.
Сейчас все беды русского народа модно сваливать на церковь и священников - "мракобесов в рясах", которой якобы выгодно было держать народ в невежестве и повиновении. Однако, это очередное заблуждение, навязанное во времена недоразвитого коммунизма вместе с лозунгами того времени " Бога нет " и " Религия - опиум для народа ". Церковь тоже защищала права женщин. Духовенство во имя религии поддерживало почтенное отношение сыновей к матерям. "Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать, - писал Митрополит Иона князьям, несправедливо завладевших имением матери, - возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священников неблагословение". Положение женщины в церкви было вовсе не угнетенным и бесправным. В раннехристианском обществе даже существовал институт диаконис (женщин-церковнослужителей), который в последствии был ликвидирован.
А то, как на Руси и в православной церкви почитали и почитают Богородицу, явно говорит об особом отношении к женщине. Да и святые Матрона Московская и Ксения Петербуржская в силе любви к ним и поклонении православного люда не уступают отцам нашей Русской Православной церкви Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому.
Нет, не власть мужчины над женщиной, а покровительство устанавливалось Домостроем. Мужу внималось заботиться о жене. Он был Хозяином с большой буквы, радетелем о семье, жене, слугах.
Не тогда женщины подвергались рабству и угнетению, а сейчас, в наше "демократическое" время.
Да разве добропорядочный муж мог бы позволить, чтобы его красавица жена нанималась в работницы к соседу? Это было бы позором на его седины!
Так что, кажется, наша с Вами, бабоньки, любимая поговорка - "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик" здесь не работает. Похоже, она появилась лишь тогда, когда Домострой умер. Как раз таки старый уклад был направлен на защиту женщины от жестокостей мира.
Ведь как мы не будем стараться освоить все мужские профессии, от нас все равно будет мало толку при погрузке, скажем, рояля. Мы никогда не сможем сравняться с мужчинами, потому, что мы - женщины. Мы по-другому устроены. Мы не такие сильные, как они. Зато мы более внимательные и ловкие. Нам не присуще стратегическое мышление. Зато мы отличные психологи и воспитатели. Так зачем мы будем плохо выполнять мужскую работу, если можем хорошо выполнять женскую?
Попробуем в заключении сделать вывод: что же мы потеряли, когда приобрели права на труд и ответственность наравне с мужчинами?
Мы потеряли лучшего друга - мужа - заботливого, внимательного, любящего супруга.
Почему вы считаете, что ваши мужья, воспитанные матерями в свободное от стояния у мартеновского станка время, захотят заботиться о вас?
Может, нам нужен не соперник на карьерной лестнице, а друг, способный поддержать нас в трудную минуту? Может, нам не надо гнаться за развязными мужиковатыми американками, а вспомнить, что мы сильны совсем другим, что наша сила - в нашей слабости.
Знаете, чем парадокс жен декабристов, которыми восхищаются мужчины двух последних столетий? Думаю в том, что никакого парадокса здесь нет. Это - менталитет обычной русской женщины, которая всегда была склонна к самопожертвованию. Добровольно лечь в гроб вместе с супругом или уйти после его смерти в монастырь… верите - в старые времена такое случалось. И, видимо, на генетическом уровне в нас осталась эта самоотверженность - не даром русские невесты так ценятся на Западе.
Так давайте предоставим мужчине право заботиться о нас и наших детях, а сами будем заботиться о нем. Тогда семья станет совокупностью не конкурирующих сторон, а органично друг друга дополняющих. Будем "жить всегда в любви и в согласии", какими создал нас Бог - двумя половинками одного яблока.
Как сказал автор жития одной из самых романтичных семейных пар молодого Московского княжества Дмитрия Донского и жены его Евдокии: " любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу "
Использованная литература:
Домострой С.М. Соловьев "История России с древнейших времен" Б.Бродский. Вслед за героями книг
|