|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сейчас на вершине горы стоит лишь Троицкий собор, в котором находится историко-архитектурный музей с весьма скудными экспонатами. Да и само устройство его в храме многим моим попутчикам показалось кощунственным. Самыми выдающимися экспонатами оказались спрятанные в подсобке (и случайно обнаруженные мною) безголовые статуи 5 апостолов - остальные, вместе с головами, по словам работников музея, были на реставрации. Да недалеко от церкви сохранился небольшой фрагмент кремлевской стены. Рядом с холмом - там, где раньше находился Торг, в ряд выстроились три церкви. Выглядит этот строй из храмов очень впечатляюще! Большинство их сейчас закрыты - просто не востребованы, хотя и стоят отреставрированные. А ведь в 1918 году в Серпухове, в котором жило тогда около 30 тысяч человек (в 4 раза меньше, чем сейчас), было помимо 2х монастырей 22 церкви и 6 часовен2. К югу и западу от древнего Серпухова располагались крепости монастырей Владычного и Высоцкого (XIV). Они были основными форпостами города во время набегов татар. ***В 1373 году 19-летний Владимир Андреевич возводит монастырь Пречистыя Девы в честь Ея Зачатия святой праведной Анной, в месте, именуемом Высокое, близ слияния Оки и Нары, рядом со своим стольным градом Серпуховом, строительство которого он начал в том же году, оградив старое село Серпуховское. Основателем княжеской обители по просьбе князя становится преподобный Сергий Радонежский, а первым настоятелем - любимый ученик святого старца - преподобный Афанасий. Боголюбивый, христолюбивый - так именовали князя летописцы даже тогда, когда речь шла о делах ратных. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый рос и воспитывался вместе со своим двоюродным братом Дмитрием Ивановичем Донским, вместе они учились у святителя Алексия, вместе прославились в Куликовском сражении. Еще отроком участвовал Владимир в походах Москвы на Переяславль и Галич. В 14 лет он выступил против князя Ольгерда и взял захваченную литовцами Ржеву. В том же 1368 году устремился он на помощь Новгороду и Пскову для защиты их от притязаний Тевтонского ордена; в 1375 участвует в походе на Тверь; в 1379 - вновь идет в поход против Ольгерда. В памятном 1380 Владимир Андреевич стал во главе засадного полка отборной конницы, выступление которого на исходе битвы предопределило победу русских войск. Тела погибших серпуховчан были захоронены князем в Высоцком монастыре, а вскоре над могилою был выстроен каменный Зачатьевский собор, освяещнный митрополитом Киприаном. После этого сражения Владимир Андреевич стал именоваться Храбрым. И позже Серпухов и его безстрашный князь вставляли на защиту Русской земли. В 1382 году Серпухов был почти полностью истреблен Тохтамышем, который после двинулся к Москве. В 1385 Владимир Андреевич ходил на Рязань, потом сопровождал Великого Князя в походе на Новгород. Владимир Андреевич был единственным князем, поддерживающим Дмитрия Донского и презревшим собственные интересы в угоду единения Руси. После смерти Дмитрия Владимир Храбрый продолжил служить Василию I, таким образом он был первым, кто отказался от древних прав семейственного старейшинства и был из князей первым дядей, служившим племяннику. В 1393 году он во главе московских войск идет на Новгородский Торжок для усмирения бунта. А через два года серпуховской князь снова облачился в доспехи с вязи с вторжением на Русь самаркандского эмира Тамерлана. Тогда Владимир, поставленный московским князем на охрану столицы, вместе с митрополитом Киприаном на Кучковом поле встречал икону Божьей Матери, принесенную из Владимира на защиту Земли Русской. В память об этом событии и участии в нем серпуховского князя в Высоцком монастыре был освящен предел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Последним крупным деянием князя стали события 1408 года, когда он возглавил оборону Москвы при нашествии Едыгея. Здесь же в Москве он был погребен год спустя после своей кончины в Архангельском соборе, усыпальнице правящей династии3. Построенный князем Высоцкий монастырь сильно пострадал в 1571 году от нашествия татар, а в смутное время от шаек поляков и разбойников. После восстановления процветал он при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче Романовых, а в екатерининские времена по введении штатов для монастырей пришел в упадок. Однако к началу XX века опять становится одной из самых известных и благоустроенных обителей. В советские годы в монастыре располагался полк латышских стрелков, а позже, в 31 году, крепость превратили в тюрьму, где производились массовые расстрелы. После войны помещения обители использовались под склады, что привело к ее разрушению. И лишь в 1991 монастырь начал возрождаться4. ***Напротив Высоцкого, на правом берегу реки Нары расположен Введенский Владычний монастырь. Основан он был в 1360 году святителем Алексием. Ему явилась Сама Божья Матерь и повелела основать монастырь "в пределах города Серпухова". Первым настоятелем и строителем стал келейник святителя - преподобный Варлаам. В 1362 году на территории возведены каменный собор и трапезная - первые произведения каменного зодчества на Серпуховской земле - бывшие в то время большой редкостью даже в Москве. В 1598 году князь Борис Годунов отразил нашествие орды Казы-Гирея в Серпухове. Безкровная победа была ознаменована полной перестройкой монастыря, обитель была обнесена каменной стеной с башнями и надвратной церковью. А после победы в 1607 году Василия Шуйского над Лжедмитрием II, царь подарил обители образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами. Одной из самых известных его насельниц была бывшая фрейлина Екатерины II, тайно скрывшаяся со двора и постриженная под именем Евфросинии. Юродивая прожила до 120-летнего возраста, она неоднократно встречалась и беседовала с приезжающим в обитель святителем Филаретом (Дроздовым)5. В начале XIX века монастырь пришел в упадок, и ему грозило упразднение, однако после реорганизации его в девичий монастырь начал возрождаться из руин. Главной святыней монастыря на протяжении веков была чудотворная икона "Введение пресвятой Богородицы во Святая Святых", написанная в 1377 году по благословению святителя Алексея. О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии. В 1878 году в монастыре была явлена икона Божьей Матери, имеющая особую благодать исцеления от недуга пьянства - "Неупиваемая чаша". В советское время с 1919 года монастырь был закрыт, и в нем располагалась школа "красных военлетов". Военное училище находилось здесь до 1978 года, а сама территория монастыря называлась Авиагородком, а после монастырь стало безхозным, и местные жители разобрали его "по кирпичикам" для собственных нужд. В мае 1995 года жизнь в монастыре восстанавливается, с 1999 здесь периодически мироточат практически все иконы Георгиевского храма6. ***Был в Серпухове и еще один монастырь - Распятский. Первоначально тут, на пересечении Тульской дороги с рекой Нарой стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова, а в 1695 году, по жалованной грамоте патриарха Адриана был открыт Новорождественский девичий монастырь, позже переименованный в Распятский. По устному преданию, сохранившийся поныне собор Распятия Господня возведен был в 1719 году тщанием княжны Назареты Матвеевны Гагариной, дочери сибирского губернатора М.П.Гагарина, казненного в Петербурге в 1721 году за многие провинности. Монастырь был упразднен в 1764 году, храмы закрыты в 30-е годы XX века. Ныне на территории монастыря расположено Серпуховское медицинское училище7. ТарусаПосле Серпухова Таруса казалась скучным, хоть и весьма уютным городом. Интересных зданий здесь почти не сохранилось... Зато здесь есть музей, посвященный Марине Цветаевой, а также краведческий музей и художественная галерея. Мы побывали лишь в первом. Скудность экспонатов компенсировалась интересным рассказом экскурсовода... Вот что в Тарусе действительно поражает воображение, так это вид на Оку. А еще у тарусян оказалось великолепный вкус и чувство юмора. Одной из современных достопримечательностей оказалось кафе "Якорь". Интересное архитектурное сооружение дополнялось не менее интересным указателем, с красовавшимися на нем надписями: "Москва - 135 км, Васюки - 785 км, Лондон - 2573 км, Бильярд…". Интерьер кафе также отличался оригинальностью. На барной стойке стояла настоящая корабельная рында, а рядом лежал настоящий якорь. И официантки дефилировали по залу в стилизованных тельняшках. Не оставила меня равнодушной и архитектурная находка, напомнившая мне советские журналы: "не торопитесь выбрасывать старые стены - из них может получиться неплохой забор". Именно так - бывшая стена бывшего приземистого домика была использована как элемент ограждения - окошки, смотревшие в огород, были украшены занавесками и цветочными горшками… В общем, чувствовался высокий интеллектуальный уровень жителей - "людей талантливых и неожиданных, трудолюбивых и острых на язык", - так полвека назад отзывался о тарусянах Константин Паустовский, очень полюбивший этот город, скрывающий в себе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. ИсторияЕще до того, как Москва стала удельным городом, Таруса была центром княжества. Лишь при Иване III город окончательно переходит в состав Москвы. Таруса, как и многие города, находившиеся к югу от Москвы не раз становилась на пути врагов, продвигавшихся к столице. Тарусские братья Федор и Мстислав вывели свои войска на Куликово поле. В 1443 году служивший воеводой Василию Темному князь Василий Иванович разбил войско татарского царевича Мустафы, а в 1450 нанес крупное поражение Шемяке под Галичем. После, уже будучи "украинным" (пограничным) городом Московского княжества, Таруса имела большое военно-стратегическое значение как один из опорных пунктов Берега - основного оборонительного рубежа Русского государства. В XVI-XVII веках ежегодно, а то и по нескольку раз в год совершались набеги татарской конницы. На берегу Оки завязывались ожесточенные схватки. В 1521 году Тарусские и Серпуховские воеводы сколько могли сдерживали нашествие стотысячного войска хана Мухаммед-Гирея. "Лезли татарове Оку под Тарусою" и в 1591 году. В 1609 году пришедшие с севера поляки нарушили оборону государства и крымцы обрушились на беззащитные окские земли. Вплоть до 1613 года Тарусский уезд подвергался разорению, таринная крепость на Оке была полностью разрушена. Таруса, утратив свое венное значение, начинает приходить в упадок, становится пригородом Серпухова, а в 1776 году получает статус уездного города Калужской губернии. В 1779 здесь произошел опустошительный пожар, после которого город перепланировался по регулярному, очень удачному плану. Планировка того времени сохранилась и доныне. На месте старого торга была распланирована новая площадь, выходящая к крутому береговому откосу, с которого открывался великолепный вид на заокские дали8. Русский БарбизонРомантика местной природы давно привлекала сюда творческих людей - первым, еще в конце прошлого века в тарусских окрестностях поселился В. Д. Поленов - на противоположном берегу Оки, в усадьбе Борок, теперь именуемой Поленовом. Имя Поленова, его рассказы о богатых красотою здешних местах стали привлекать сюда многих и многих художников, прежде всего пейзажистов. Облюбовали эти места и писатели. Так возникла традиция, которая жива и поныне. Вот что пишет Константин Паустовский о Тарусе и её обитателях: "Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодёжь из московских художественных институтов. За художниками потянулись писатели и учёные, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки"9. Константин Георгиевич жил в Тарусе до своей кончины в 1968 году. В это время Таруса становится центром литературной жизни. Именно в этот период издается знаменитый альманах "Тарусские страницы"10. Здесь остался его дом с памятной доской. Тут же, на кладбище, на высоком холме - его могила. Кстати, кладбище входит в обязательную программу всех экскурсий по Тарусе. Самый замечательный экспонат - трогательный памятник на могиле Борисова-Мусатова. А вот могилы Марины Цветаевой здесь нет. Она была похоронена в Елабуге, а на берегу Оки по завещанию поэтессы был установлен своеобразный монумент - валун с высеченной на нем надписью - "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". 101-ый километрВ советское время традиции русского Барбизона получили неожиданное продолжение. В 30-х годах в Тарусу, расположенную за 101-м километром, отправляли после заключения в ссылку "политических", - и публика там была очень изысканная. В начале 70-х город стал любимым пристанищем диссидентов. Здесь, скрываясь от ареста, жил Иосиф Бродский; гостил автор нашумевшего самиздатовского сборника "Белые страницы" Алик Гинзбург и даже как-то приезжал Солженицын. Здесь построил себе дачу Святослав Рихтер. В Тарусе было создано многое из того, что принято считать культовым: Виктор Голышев переводил здесь романы "Вся королевская рать" и "Полет над гнездом кукушки"; Владимир Железняков написал нашумевшую повесть "Чучело", по которой снял фильм Ролан Быков. Фильмов здесь было снято множество. Самый известный - "Верные друзья". Недавно снимали сериал Участок с Сергеем Безруковым в главной роли. А начале 90-х молодые талантливые сценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов чуть не открыли здесь киностудию "Таруса-фильм"… Говорят, сама атмосфера в городе необычна и загадочна… Исследователями нечисти здесь была обнаружена аномальная зона, точнее продолжение такой зоны, находящейся в соседней Тульской области. Всвязи с этим тарусяне и местные уфологи наперебой заявляют, что НЛО прилетают сюда чуть ли каждую ночь. Особенно славится "странностями" южная окраина города - здесь на высоком левом берегу Оки находится так называемая Долина Грёз. Так называют длинный овраг на южной окраине Тарусы. Рассказывают, что Долиной Грёз окрестила овраг Цветаева и что здесь вдохновение особенно часто посещает приходящих сюда творческих личностей11. Видимо, именно после посещения этой долины у советских архитекторов появилось идея поставить на центральной площади города целых шесть скульптурных Лениных12. Похоже, что аномальная зона отложила отпечаток на город и его жителей - поэтому загадок здесь хватает. В окрестностях Тарусы по сведениям, полученным от местных исследователей, существует целая сеть из подземных галерей и ходов имеющих естественное или искусственное происхождение. Веками вымывавшиеся полости в известняке соединяются с проложенными добытчиками строительного камня штольнями. А во времена ордынских нашествий наряду со строительством здесь крепостей наверняка прокладывались и подземные ходы для выхода к воде и для внезапных вылазок13. Так что место это пользуется популярностью у спелеологов и просто местных любопытных мальчишек. ЦерквиОбилие загадок, красота и желание найти вдохновение и сейчас притягивает в Тарусу творческую интеллигенцию. Многие переезжают сюда из Москвы. Среди жителей много верующих. Удивительно, но как на рубеже XIX-XX веков столичная интеллигенция первой отошла от Бога, так и сейчас она первой к Нему возвращается. Путешествуя по соседним с Москвой областям я была свидетелем того, как местные жители, даже в достаточно богатых населенных пунктах не особенно стремятся к возрождению старых церквей - так и стоят они - совершенно заброшенные. В Москве же - не только воссоздание и реконструкцию можно увидеть, но и строительство новых храмов. А в провинции призрак коммунизма имеет еще достаточно явственные очертания. В Тарусе мы видим иную картину - практически восстановлен Воскресенский храм, а в Петропавловском реставрационные работы в самом разгаре. Воскресенская церковь расположена в одном из красивейших мест - на Воскресенской горе, отделенной от центра Тарусы глубоким Игумновым оврагом, на дне которого бьют холодные родники. Храм, построенный в 1628-54 годах - старейшее сооружение Тарусы. В 1900 году церковь была перестроена, стилизация в "русском стиле" скрыла подлинные детали и формы безстолпного четверика храма XVII века. В тридцатые годы храм, как и многие другие, был закрыт и частично разрушен, кладбище сравняли с землей, настоятель был арестован и переправлен в московскую тюрьму. В конце 80х во вновь открытом храме уже проводились службы. Вскоре началась реставрация. А осенью 1997 на бывшем церковном кладбище, над самым обрывом к реке, установлен каменный резной крест работы скульптора Анатолия Комелина в память всех православных христиан, похороненных здесь некогда14. В восстановлении храма принимали участие многие тарусские и московские художники и скульпторы. Роспись иконостаса и стен начала Ирина Васильевна Ватагина, дочь скульптора Ватагина. Работу продолжали художники Евгений Утенков, Ирина Старженецкая, Юрий Мачерет, скульптор Анатолий Камелин. ***Петропавловский собор был построен в конце XVIII века году на месте сгоревшего деревянного Никольского. Строили его долго, освятили в 1790 году. Когда здание окончили строить, то его барочный облик со сложными ломаными, скругленными и крепованными стенами воспринимался как провинциальный архаизм; в обеих столицах уже давно царствовал классицизм. Центричный ярусный собор, соединенный небольшим притвором с трехъярусной колокольней (приделы появились позднее, в 1820-х годах), необычно смотрится на городской площади. Этот тип небольшого храма, храма-памятника, восходящий своей композицией к образцам петровского времени, более характерен для усадебного строительства. Обработка стен первого яруса трехчетвертными колоннами, плоскими наличниками и антаблементом сообщает традиционному по своей структуре храму позднебароч-ный характер. Первоначально на лепестковом двухсветном основании покоился восьмерик с высоким восьмилотковым сводом и световым барабанчиком главки, которых теперь так не хватает панораме Тарусы15. Покидали мы Тарусу после обеда в кафе "Якорь", где нас вполне аппетитно накормили за мизерную по московским меркам цену. Впереди нас ждал один из удивительнийших архитектурных памятников Подмосковья - усадьба Вяземских Пущино-на-Наре (не путать с городом Пущино, выросшем из усадьбы Пущино-на-Оке). Пущино-на-НареУсадьба находится на северной окраине города Серпухова. Владельцем ее стал в 90-е годы XVIII века Сергей Иванович Вяземский, родной брат владельца Остафьева А.И.Вяземского, и дядя поэта П.А.Вяземского, друга А.С.Пушкина. В конце XVIII века-начале XIX века архитектором Н.А.Львовым (предположительно) здесь был построен настоящий дворец - великолепная классическая постройка с восьмиколонным портиком парадного фасада, украшенным лепными гирляндами и розетками. Сейчас от дома остались лишь станы, да и те грозят обрушаться. В парке сохранились два бассейна, еще прослеживается парковая аллея. Усадьба и сейчас, в руинированном виде производит необыкновенное впечатление. При виде полуразвалившейся громады охватывают смешанные чувства - восторг от красоты, изящества и размаха разбавляют слезы жалости и стыда за народное разгильдяйство. В Москве за парадными фасадами мы этого не видим. А стоит посмотреть… 1 Путеводитель-туристская схема "К Югу от Москвы". Главное управление Геодезии и Картографии, Москва 1970 г. 2 Течение Оки - течение времени. Путеводитель. Издание Администрации г. Серпухова. 2003 г. 3 Слово о Серпуховском князе Владимире Андреевиче Храбром. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 2005 год. 4 Справочник-путеводитель по монастырям. Подмосковье. Южное направление. 1 выпуск.. Москва 2002г 5 Справочник-путеводитель по монастырям. Подмосковье. Южное направление. 1 выпуск.. Москва 2002г 6 Введенский Владычный женский монастырь в городе Серпухове. Издание монастыря. 7 Справочник-путеводитель по монастырям. Подмосковье. Южное направление. 1 выпуск.. Москва 2002г. 8 Дунаев М., Разумовский Ф. В среднем течении Оки . С.`Дороги к прекрасному`. М. Искусство 1982г. 9 К. Паустовский. Письмо из Тарусы , 1956 10 Течение Оки - течение времени. Путеводитель. Издание Администрации г. Серпухова. 2003 г. 11 Зона русских Барби (Таруса). Николай Баландинский / Таруса, июль 2004 12 Нея Зоркая. Деревенская проза-2004. "Время жатвы" 13 Андрей Перепелицын, "Тарусская газета" 1998 14 Сергей Михеенков. Купола Тарусы. Калуга 2005 г. 15 Дунаев М., Разумовский Ф. В среднем течении Оки . С.`Дороги к прекрасному`. М. Искусство 1982г. Использованы также фотографии с сайтов Фотопаломник
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||