Великая
Княгиня Мария Владимировна
о Великом Князе Сергее Александровиче
Ваше Императорское
Высочество, минуло 100 лет со дня убийства Вашего двоюродного прадеда
Великого Князя Сергия Александровича. Его смерть явилась звеном
в цепи трагических событий конца XIX - начала ХХ века, приведших
нашу Родину к катастрофе 1917 года…
Без малого
300 лет отделяют этот период от событий первого Смутного времени,
чуть было не повлекшего попрания Православной Веры и утраты Россией
государственного суверенитета. На новом витке истории Отечество
ожидали еще худшие потрясения. Царствование Св. Императора-Страстотерпца
Николая II отмечено многими важными благотворными свершениями, но
оно же стало эпохой духовного кризиса и крайнего обострения социально-политических
противоречий.
Трагедия на
Ходынском поле, омрачившая коронацию молодого Государя в 1896 году,
стала зловещим предзнаменованием грядущих бед. Поражение в Русско-японской
войне больно ударило по внешнеполитическому и военно-морскому престижу
России, однако еще страшнее было зло внутреннее – моральное разложение
части правящего слоя, утрата веры в народе, всеобщее озлобление,
террор, антигосударственная демагогия. Эти и подобные им явления
привели к дестабилизации. Новое несчастье – гибель многих людей
во время разгона демонстрации в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года
– всколыхнуло страну. Началась первая революция, жертвой которой
среди тысяч и тысяч сынов России с той и с другой стороны стал Великий
Князь Сергий Александрович.
Как Вы
могли бы в общем охарактеризовать личность Вашего родственника?
Вся жизнь Великого
Князя Сергия Александровича была безраздельно посвящена служению
Отечеству. Пятый сын Императора Александра II Освободителя, он как
и все мужчины в нашей династии, прошел блестящую военную подготовку.
Боевое крещение 20-летнего Великого Князя состоялось во время Русско-турецкой
освободительной войны 1877-1878 гг. За проявленное мужество он получил
Орден Святого Георгия IV степени.
Будучи верным
сыном Православной Церкви, Великий Князь много времени уделял трудам
по развитию духовного просвещения и сохранению святынь. Его усилиями
было создано Императорское Православное Палестинское Общество, он
пожертвовал значительные суммы на раскопки в Святой Земле, что позволило
уточнить месторасположение Св. Голгофы и иных мест, связанных с
земной жизнью Спасителя.
Любящей и
преданной спутницей и помощницей Великого Князя во всех его делах
стала старшая сестра Царицы-Мученицы Александры Феодоровны Св. Великая
Княгиня Елисавета Феодоровна, после гибели мужа принявшая монашество
и разделившая в 1918 году горькую участь большинства своих самых
близких людей. Господь не дал Сергию Александровичу и Елисавете
Феодоровне собственных детей, и всю родительскую любовь они подарили
воспитывавшимся в их семье племянникам - Великому Князю Димитрию
Павловичу и Великой Княжне Марии Павловне.
Всестронни
были познания и интересы Великого Князя Сергия Александровича. Он
состоял почетным членом Императорской Академии Наук, ведущих высших
духовных и светских учебных заведений Российской Империи, председателем
и покровителем многих культурных и благотворительных учреждений.
Не вызывают сомнения его административные способности и талант военачальника.
В течение 14 лет, с 1891 года до своей мученической кончины, он
занимал пост московского генерал-губернатора, совмещая с 1896 года
исполнение этой должности с командованием Московским военным округом.
В мемуарных
источниках и исторической литературе приходится сталкиваться с утверждениями,
что Сергий Александрович был крайним ретроградом, ограниченным и
узким человеком с сомнительной репутацией. Как Вы думаете, насколько
справедливы эти утверждения?
Великий Князь
был убежденным сторонником незыблемости тысячелетнего Государственного
Строя России, и это, вопреки расхожим мнениям, не только не мешало,
но напротив, помогало ему быть человеком широких и современных взглядов,
не чуждым разумных изменений и трезво оценивающим ситуацию в стране
и мире. Так, например, в отличие от большинства государственных
деятелей того времени, он был противником ошибочной политики, приведшей
Россию к неудачной войне с Японией в 1904-1905 годах. В отношении
социальной политики Сергий Александрович дальновидно покровительствовал
рабочим организациям, действовавшим в рамках закона, но в тоже время
целенаправленно защищавшим истинные, а не мнимые интересы нуждающихся.
Этот опыт был предан осуждению крайними революционерами. Между тем,
именно его нам как раз и не хватает сегодня, когда люди неоправдано
долго терпят нищету и бесправие, а потом вдруг решаются на крайние
меры, что тоже не способно исправить положение. Великий Князь хотел,
чтобы граждане Российской Империи научились самостоятельно отстаивать
свои реальные права и добиваться изменений к лучшему, а не быть
«пушечным мясом» для безответственных политиков, спекулирующих на
чужих бедах, но не способных дать ничего народу.
Когда духовный
и социальный кризис, помноженный на досаду в связи с печальным для
России ходом военных действий на Дальнем Востоке, все-таки привел
к первому революционному взрыву, Великий Князь не поддался панике.
Будучи одним из деятельных защитников порядка, Сергий Александрович
являлся предметом особенной ненависти тех, кто сеял кровавые семена
братоубийственной войны и хаоса. «Он был убит революционерами, -
писал о своем дяде мой дед Император Кирилл Владимирович, - поскольку
в то Смутное время, в отличие от многих наших правителей, совсем
потерявших головы, он сохранял присутствие духа и энергично исполнял
свой долг».
Великий
Князь стал первым членом Дома Романовых, погибшим в ХХ веке…
4 февраля 1905
года в Кремле Великий Князь Сергий Александрович пал жертвой террористического
акта, организованного Боевой организацией партии социалистов-революционеров.
Подобно своему отцу Императору Александру II он погиб от взрыва
бомбы, брошенной эсером Каляевым. Погребение Московского генерал-губернатора
состоялось в кремлевском Чудовом монастыре, а на месте его гибели
был установлен Св. Крест. После коммунистического переворота всё
связанное с памятью о Великом Князе варварски уничтожили, и лишь
по счастливой случайности сохранились его честные останки. В наше
время в 1994 году они были обретены и торжественно перезахоронены
в Новоспасском монастыре, служившем усыпальницей членов нашего рода
до призвания на царство.
Великий Князь
предполагал страшную развязку и был готов к ней. Он не прятался
от собственного народа, смерть свою принял достойно, как подобало
христианину. По свидетельству деда, дядя Серж сочетал «возвышенные
идеалы с редким благородством». Но убийцам было недостаточно физически
уничтожить Великого Князя. И при жизни, и после смерти он был и
остается объектом бессовестной клеветы, того, что сейчас называют
«черным пиаром». На него возлагают ответственность за Ходынское
несчастье, хотя оно все-таки скорее было сродни стихийному бедствию.
Его государственные способности и моральный облик порочатся, несмотря
на то, что ни одно из этих утверждений не основано на каких бы то
ни было источниках. Его убеждения высмеиваются, а если вдуматься,
то ничего лучшего России так до сих пор никто и не предложил… В
наше время, когда, казалось бы, мир ужаснулся от разгула терроризма,
борьба с сегодняшним террором причудливо уживается с героизацией
террора минувших времен. Улицы наших городов продолжают носить имена
убийц и террористов, но тщетно искать названия, увековечивающие
память их жертв. Я считаю вопиющей несправедливостью, что есть улица
Желябова, но нет улицы убитого его сообщниками Александра II, что
есть улица Кибальчича, готовившего взрывчатку для теракта, но нет
ни улицы, ни памятника Александру III, против которого этот теракт
был направлен, что есть улица Каляева, но нет улицы Великого Князя
Сергия Александровича и так далее. Боюсь, такой подход никак не
способствует правильной оценке терроризма. Я надеюсь, что изменения
в этой области не заставят себя ждать, что последуют соответствующие
общественные инициативы, и политика по крайней мере равноуважительного
отношения ко всем периодам нашей истории будет проводиться не на
словах, а на деле.
17 февраля
в Новоспасском монастыре с благословения Патриарха Алексия II состоится
заупокойная служба по Сергию Александровичу. Будете ли Вы присутствовать
там?
К великому
сожалению, обстоятельства не позволяют мне прибыть на Родину именно
в эти дни, но молитвенно и духовно я, как и моя августейшая мать
Великая Княгиня Леонида Георгиевна и мой сын и наследник Великий
Князь Георгий Михайлович, воссоединюсь с участниками Богослужения.
По моему поручению к гробнице Великого Князя будет возложен венок
от нашей династии. Я прошу всех соотечественников вознести молитвы
о упокоении души Благоверного Государя Великого Князя Сергия Александровича,
и во имя его светлой памяти от всей души простить друг другу обиды,
дабы никогда не повторилась на Русской Земле кровавая междоусобица.
С
подлинным верно. Любые сокращения допустимы только по согласованию
с Канцелярией Е.И.В.
А.Н.
Закатов
личный
секретарь ИМПЕРАТОРСКОЙ Семьи,
директор
Канцелярии Е.И.В.
3
февраля 2005 года
источник
публикации: православное
братство "Радонеж"
Памяти
Великого Князя
Сергея Александровича
День
мученической кончины : 4/17 февраля 1905 года
В
феврале 2005 г. исполнилось 100 лет со дня мученической гибели Великого
Князя Сергея Александровича, видного государственного деятеля и
подвижника Русской Православной Церкви. Около четырнадцати лет он
занимал пост Московского генерал-губернатора и в течение восьми
лет возглавлял Московский военный округ. Великий Князь являлся покровителем,
главой или почетным членом многих общественных, благотворительных,
научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания,
направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности,
просветительства. Он был Председателем Государственного Исторического
музея, руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств
(ныне - Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), возглавлял
Императорское Палестинское Общество.
В
русской истории навсегда останутся заслуги Великого Князя Сергея
Александровича перед страной и Православной Церковью.
Великий Князь был героем последней русско-турецкой войны, героем
Плевны, известным меценатом, организатором известных научных экспедиций,
особенно велики заслуги Его Высочества перед Православием. Организатор
и руководитель Императорского Палестинского Православного Общества,
он способствовал укреплению позиции Русского Православия в Палестине,
огромной благотворительности России на Востоке, упрочил и расширил
возможности русского паломничества во Святую Землю. До сих пор нравственный
авторитет России в Палестине зиждется на памяти свершений Великого
Князя.
В 1905 году
генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович был
убит в Кремле террористом Каляевым, что представляло собой символическое
действие, приближавшее братоубийственную революцию. Великий Князь
был первым в Августейшей семье, принесенным в жертву коммунистическому
террору, и гибель его в первую русскую революцию прообразовала заклание
Царственных Мучеников в революцию октябрьскую. Мистическое значение
этого события ясно осознавали сами большевики: именем убийцы Каляева
они назвали не только улицу Никольскую в Кремле, но и множество
улиц по всей России, введя Каляева в свой пантеон.
Похоронен
Великий Князь был в Чудовом монастыре в Кремле, где усилиями архитекторов
и художников была создана усыпальница над склепом. Место гибели
Сергея Александровича до революции почиталось как священное, здесь
служились панихиды.Святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета
собрала здесь останки мужа. По проекту знаменитого художника Виктора
Васнецова на этом месте был воздвигнут великолепный памятник - бронзовый
крест, сразу ставший такой же достопримечательностью Кремля, как
Царь-Колокол и Царь-Пушка. Памятник освящал будущий священномученик
митрополит Владимир. Этот крест почитался не только мемориальным
сооружением, но и символом христианского прощения и примирения.
В начале 1930 г. склеп и крест были уничтожены вместе со всеми монастырскими
постройками. Причем снесение креста было так же глубоко символично:
он стал первым уничтоженным памятником культуры России, снесенным
лично Лениным на коммунистическом субботнике.
Общество
"Радонеж" в 1992 году выступило с инициативой перенести
мощи Великого Князя Сергея Александровича в Новоспасский монастырь
Москвы, а на месте убиения восстановить крест по проекту Виктора
Васнецова (проект сохранен в музее В. Васнецова в Москве). Захоронение
Великого Князя было обнаружено (подземный склеп и гроб) на Ивановской
площади Кремля, незатронутое разрушительными и строительными работами
вокруг и над ним. Могила находилась возле здания бывшего Верховного
Совета на Ивановской площади с левой стороны. Долгое время это место
использовалось как автостоянка правительственных машин. Столь кощунственное
обращение с могилой высокочтимого Русской Церковью праведника недопустимо
дл православного сердца.
На протяжении
девяноста лет останки Великого Князя почивали в Кремлевской земле.
17 сентября 1995 года, после трех лет усилий православного общества
"Радонеж", по благословению Святейшего Патриарха Алексия
в Москве со статусом государственно-церковного мероприятия совершилось
перенесение останков Великого Князя Сергея Александровича Романова
из Кремля в Новоспасский монастырь. Там же позднее, в 1999 году
воздвигнут крест-памятник Великому Князю, который по эскизам В.
Васнецова воссоздан обществом "Радонеж" (скульптор Н.
Орлов, автор проекта Д. Гришин).
Святейший Патриарх
Алексий II отслужил в Архангельском соборе Кремля панихиду, после
чего останки Великого Князя были подняты из-под брусчатки Ивановской
площади, положены на лафет и крестным ходом перенесены на Васильевский
спуск. Далее траурная процессия двинулась в Новоспасский монастырь,
где прах генерал-губернатора Москвы, основателя Императорского Палестинского
общества, супруга преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны
упокоился в специальной часовне.
Воздвижение
креста стало не только естественным памятником выдающемуся русскому
государственному деятелю и вернуло Москве один из редких церковных
архитектурных шедевров, но стало символическим действием, подводящим
итог эпохи большевистского вандализма.
***
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
17 февраля 2005 года, в годовщину трагической гибели генерал-губернатора
Москвы, командующего Московским военным округом Великого Князя Сергея
Александровича Романова, у его гробницы в Новоспасском монастыре
Москвы прошли мероприятия, посвященные его памяти.
Наместник Новоспасского
монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил панихиду
на могиле Великого Князя. По окончании заупокойной молитвы состоялась
церемония возложения венков от представителей Постоянного Представителя
Президента РФ в Центральном округе Г.С Полтавченко, Московского
военного округа, от Главы Российского Императорского Дома Великой
княгини Марии Владимировны, Православного Общества "Радонеж"
и других общественных и религиозных организаций.
Затем на площади
перед собором состоялся военный парад, в котором приняли участие
военнослужащие Роты почетного караула и Военно-оркестровой службы
Вооруженных Сил Российской Федерации. Оркестр исполнил "Коль
славен...", гимн Российской Федерации,"Боже, царя храни!"
и "Прощание славянки".
В памятных
мероприятиях также приняли участие представители депутатского корпуса
во главе с Сергеем Бабуриным, члены Императорского православного
палестинского общества и сотрудники Музея изобразительных искусств
им. Пушкина, учредителем которых в свое время был Великий Князь
Сергей Александрович.
Наблюдатели
отмечают странное отсутствие на государственно-церковной церемонии,
посвященной памяти московского генерал-губернатора, представителей
московских властей, которые ограничились лишь некоторой организационной
поддержкой мероприятия.
Архиепископ
Алексий отметил, сообщает ИТАР-ТАСС, что "Великий Князь был
убит за то, что верно служил России". Он не исключил вероятности
того, что "Сергей Романов будет прославлен в лике святых".
Русская Зарубежная Церковь уже канонизировала этого выдающегося
государственного общественного деятеля.
Помолившись
об упокоении ВеликогоКнязя, участники акции таким образом поклонились
всем жертвам террора, заявил "Интерфаксу" протоиерей Димитрий
Смирнов - глава Отдела Московского Патриархата по взаимодействию
с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. "Террористы
захватили в власть в 1917 году, уничтожили чуть ли не половину населения
страны, и Сергей Александрович стал одной из таких жертв",
- сказал о. Димитрий.
Председатель
Общества "Радонеж" Евгений Никифоров, по благословению
Святейшего Патриарха выступивший организатором проведения памятных
мероприятий сказал, что вспоминая Великого Князя Сергея Александровича,
мы вспоминаем и о том, каким высоким может быть государственное
служение. "В этот день мы вспоминаем и о русском террористе
Каляеве. Наш народ недостаточно оценил то бесчестие, которое наносят
державе такие люди, если до сих пор в России улицы носят имена Желябовых,
Войковых, Каляевых".
Великий Князь
пал жертвой первого московского теракта, а стоявший на площади в
Кремле памятник стал первой уничтоженной в Кремле и в России святыней.
В этих злодеяниях как бы сфокусировались все последующие преступления
и беззакония. Все это увеличивает значимость проведения поминальной
службы и совершения высших военных почестей в стенах Новоспасского
монастыря у гробницы Великого Князя, подчеркивает верность православной
традициям почитания мест упокоения праведников.
источник
сведений сайт православного
братства "Радонеж"
ВИТЯЗЬ СВЯТОЙ РУСИ
"Вечная
память тебе на Святой Руси, наш дорогой, горячо любимый Великий
Князь! Не забывай нас в твоих истых молитвах пред Престолом Всевышнего,
да ниспошлет Господь мир и тишину земле нашей, о которой ты столько
болел душою и печалился, живя между нами".
"Московские
ведомости", февраль 1905 года.
Великий Князь
Сергей Александрович. Сын Царя-Освободителя, брат Царя-Миротворца,
дядя Царя-Мученика. Один из самых трагических персонажей кануна
русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, не понятый
и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Приверженец твердых
политических принципов и убеждений, высококультурный и один из самых
образованных людей своего времени. Бесстрашный витязь, боровшийся
с врагами веры и Отечества как на полях баталий, так и на невидимом
фронте противостояния идей. Подвижник Православной Церкви и первый
из мучеников Императорского Дома в двадцатом веке.
Целое столетие
отделяет нас от дня его гибели, а между тем жизнь и деятельность
Сергея Александровича до сих пор окутаны плотным туманом неизвестности.
Лишь после того, как его супруга, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна
была причислена к лику святых (в 1981 году за рубежом и в 1992 году
в России) облик Великого Князя начал постепенно вырисовываться на
страницах книг и статей. Медленно, но верно, словно древняя икона
в руках реставраторов, расчищался портрет этого человека от идеологической
грязи недавней эпохи, от грубых поправок и дорисовок современной
ему жизни, когда его противники разжигали в обывательской среде
неприятие этой личности, для чего прибегали к самой невероятной
лжи.
Низменные домыслы
и клевета в адрес Великого Князя, бытовавшие в начале прошлого века
в кругах любителей пошлости, однако, вовсе не канули в Лету, и порой
выливаются на страницы сегодняшних изданий. О, не случайно эта мутная
пена стала вновь подниматься, как только начала восстанавливаться
истина и был поставлен вопрос о достойной такого имени памяти. Ибо
Великий Князь Сергей уже давно олицетворяет собою пример верности
русским национальным идеалам государственности.
Вопрос в том,
сможем ли мы сегодня, давая отпор гнусным инсинуациям, до конца
понять жизненный подвиг Великого Князя - подвиг его служения России,
подвиг его самопожертвования. Оправдаем ли надежды тех, кто столетие
назад в одной из посвященных его памяти статей выражал уверенность
в том, что Сергей Александрович "будет все расти в глазах потомства,
и когда русский народ выйдет на свой твердый и широкий путь, память
о покойном, окруженная светлым ореолом мученичества, не изгладится
со страниц истории и будет ярко свидетельствовать, что и в дни шатаний
и всеобщего замешательства были на Руси люди стойкие, душесильные,
готовые и смерть принять за свою веру".
Великий Князь
Сергей появился на свет 29 апреля 1857 года и уже с ранних лет хорошо
освоил такие понятия, как долг, честь, верность. И еще с самого
начала он через всю жизнь пронес чувство ответственности за данное
ему имя, имя преподобного Сергия, полученное царевичем по обету
его родителей как знак их надежды на заступничество Радонежского
чудотворца на пороге нового исторического пути России.
Вместе с этой
дорогой начался и жизненный путь самого Сергея Александровича. И
постепенно шествуя по нему, всегда и везде, в годы учебы и нравственного
роста, на фронте Русско-турецкой войны, где он проявил себя настоящим
героем и был удостоен Георгиевского креста, во время командирства
в лейб-гвардии Преображенском посту - он не переставал сверяться
с теми ценностными ориентирами, что составляли его кредо. Российское
самодержавие виделось ему одним из догматов веры русского человека,
отступление от которого приравнивалось к святотатству. Честное служение,
законопослушание, богопочитание и любовь к Родине - вот слагаемые
русской государственности, понимаемые Великим Князем как Божественное
соизволение.
Основа мировоззрения
Сергея - Православие. Глубокую искреннюю веру, заложенную в нем
с детства, он сохранял на протяжении всей жизни, являя пример христианского
смирения, благочестия и верности Русской Церкви. Как известно, набожность
Великого Князя привела его супругу к самостоятельному решению о
переходе в Православие. С этого момента их семья стала, в соответствии
с учением святых отцов, настоящей маленькой церковью, налагавшей
на них еще большую ответственность. Чистый образ Спасителя они пронесут
в своих сердцах до конца жизни, и для Сергея Александровича никогда
не будет большей истины, чем Он. Вера помогала Великому Князю выносить
страдания, удары судьбы, не сгибаться и не роптать под тяжестью
доставшегося Креста.
Огромную известность
и высокий авторитет получило основанное при содействии Сергея Александровича
и пожизненно возглавлявшееся им Императорское Палестинское Православное
Общество, благодаря которому тысячи русских паломников (особенно
малоимущих) смогли посетить Святую Землю и которое вело большую
миссионерскую работу, а также выпускало научные труды. В 1884 году
проведенные по инициативе и на личные средства Великого князя археологические
раскопки в Иерусалиме увенчались сенсационным результатом - обнаружением
порога Судных врат, подтвердившим подлинность места Голгофы.
Но его собственная
Голгофа была ему, конечно, неведома, однако он шел к ней всегда
- несгибаемый, благородный, честный, подчеркнуто игнорирующий угрозы.
В чем-то эта отвага сродни смелости благоверных русских князей,
поднимавшихся против грозных вражеских полчищ. В чем-то героизму
павших на Куликовом поле иноков Александра и Андрея (в миру Пересвета
и Осляби), ставших по благословению преподобного Сергия ратниками
русского войска в час решающего противостояния врагам. Теперь же
глубоко благочестивый царевич, еще до рождения посвященный святому
Троицкому игумену, также неожиданно для себя и также послушно сделался
витязем в разворачивавшейся новой, невидимой, но не менее жестокой
битве за будущее России. И как всегда, в ней не будет более важного
рубежа, чем Москва.
В 1891 году
Сергей Александрович был назначен Московским генерал-губернатором,
т.е. фактически царским наместником Центральной России, с огромными
административными полномочиями. Почти четырнадцать труднейших лет
он нес эту тяжелую обязанность, так неожиданно выпавшую на его долю.
Москву Великий Князь всегда горячо любил, она была ему очень близка.
И генерал-губернатор хотел увидеть первопрестольную столицу опорой
Православия и монаршего престола, русским центром и даже крепостью
национальных устоев, стремясь навести в ней соответствующий порядок
и очистить ее от всего, что мешает осуществлению этой идеи.
Он много заботился
о просвещении малограмотных москвичей, о приобщении горожан к отечественной
истории, возглавлял десятки благотворительных и других общественных
организаций, беспокоился о сохранении и преумножении памятников.
Его постоянно волновали проблемы культурной жизни, и он приложил
немало сил для возникновения таких московских центров как знаменитый
Художественный театр и, конечно, Музей Изящных искусств, председателем
Комитета по созданию которого был долгие годы...
В начале XX
века в России поднялась новая волна насилия и террора. Вражеская
рука занесла секиру над головами самых верных сынов Отечества, и
среди первых же жертв коварного беззакония оказался Великий князь
Сергей. Он погиб от бомбы террориста, разорвавшейся в Кремле близ
Никольских ворот, в пятницу 4 февраля 1905 года в 14 часов 47 минут.
Ему шел сорок восьмой год.
"За что
его убили?" - спрашивал автор посвященной памяти Сергея Александровича
брошюры. И отвечал: "Наши крамольники не оставили его в покое...
Они мстили ему за то, что он свято исполнял свой долг в прошлом,
за то, что он раньше никогда не изменял своему долгу царского слуги
и верноподданного. Вот почему сатанинская злоба извергов решила
погубить его. Но была и другая причина, заставившая крамольников
поднять руку на Великого Князя. Они не могли не сознавать, что затеянное
ими дело - низвержение Царского Самодержавия - ни на какой прочный
успех рассчитывать не может, что рано или поздно русский народ встанет
во весь свой исполинский рост и дружными усилиями избавит Россию
от революционной крамолы. В этой освободительной борьбе, несомненно,
приняли живейшее участие все русские люди, которым Великий Князь,
конечно, служил бы доблестным примером самоотверженной преданности
Царю и России. Лишить Россию не только в настоящее время, но и на
будущий период ее возрождения сильных и убежденных защитников -
вот гнусная цель наших революционеров".
А вскоре всеразрушающая
смута уничтожила и созданный Великому Князю мемориал, разрушив его
кремлевскую усыпальницу и снеся воздвигнутое на месте его гибели
Распятие. Казалось, сама память о бесстрашном витязе Святой Руси,
должна была исчезнуть, но даже такая мощная стихия зла оказалась
бессильной перед торжеством Истины. Пришло время, и могила Сергея
Александровича обнаружилась, а затем была перенесена для большего
почитания народом в Новоспасский монастырь (это событие Святейший
Патриарх Алексий II охарактеризовал как "восстановление исторической
справедливости"), здесь же обрел свое второе рождение знаменитый
Крест-памятник, шедевр Виктора Васнецова. "Сегодня, - сообщает
выпущенная в обители брошюра, - почитание Сергея Александровича,
чей образ долгое время был сознательно искажен, слава Богу, возрождается".
Воистину, слава!
Вот только новые политические ветры вновь приносят тревогу - столетие
мученической кончины Великого Князя мы отмечаем в эпоху нового противостояния
терроризму. Да, теперь он кажется другим, иначе окрашенным, но суть
его на нашей земле остается все той же, как и постоянная цель этого
зла - уничтожение Русского государства. Кажется, все давно уже поняли
эту простую истину и отказали кровавому чудовищу в праве на существование,
но нет-нет, да и проскальзывает какая-нибудь попытка "оправдания"
или заводится очередной разговор о "диалоге". Люди русские!
Одумаемся!.. Государство в опасности, люди гибнут на войне и внутри
страны, презренное и гнусное убийство вышло из темных углов и нагло
показывается на улицах, а сыны народа, почитаемые его мыслящею честью,
как будто ничего не случилось, твердят и твердят о своих мечтательных
и заморских идеалах..." Это слова не сегодняшнего дня, это
речь на панихиде по Великому Князю Сергею, произнесенная в феврале
1905 года священномучеником Иоанном Восторговым. Актуально? Злободневно?
Так будем же
еще внимательнее к своему прошлому, к своим героям, к своим корням.
Именно к этому и призывал Сергей Александрович, собирая под знамена
Святой Руси ее истинных защитников.
Пусть же он
покоится с миром, наш благоверный царевич, Великий Князь-страстотерпец
Сергий! Не прекратится в народе почитание его светлой памяти, не
иссякнет поток приходящих к его гробнице. И обитая ныне близ Престола
Божия, пусть испросит он своими молитвами столь необходимые нам
помощь и защиту, став в ряду Небесных покровителей Российской державы.
Д.Б.
Гришин, кандидат исторических наук,
руководитель
программы "Погост" Общества "Радонеж"
источник
публикации: православное
братство "Радонеж"
|