|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Итак - Лавра. По ее мощеным улочкам и аллеям можно бродить с раннего утра до позднего вечера. Более 10 храмов только на территории монастыря, еще несколько за ее стенами. Несколько святых источников, в одном из которых можно искупаться, музей-ризница. Мощи святых Сергия Радонежского, Максима Грека, архимандрита Дионисия. Каждый храм, каждое здание по-своему оригинально и неповторимо. Но, на удивление, весь монастырь в целом составляет удивительно гармоничный ансамбль. Такое впечатление, что все это строилось не разными людьми в разное время, а было создано по замыслу Единого Архитектора, подобно тому как звуки оркестра, руководимого дирижером, создают вместе удивительно стройную симфонию. Самое древнее каменное сооружение монастыря - Троицкий собор, построенный в 1422 году над гробом преподобного Сергия. Росписью стен храма и изготовлением для него икон руководил прославленный иконописец Андрей Рублев. Иконостас, созданный преподобным мастером, сохранился и до наших дней. Заменена на копию лишь знаменитая Троица мастера, оригинал которой храниться в Третьяковской галерее. Рядом располагается почти столь же древняя звонница - церковь Сошествия Святого Духа (1476). По сравнению со строгим Троицким собором, Духовской храм (так его еще называют), кажется стройным, летящим. Целое столетие отделяет от них постройку огромного Успенского собора (1559-1589), построенного Иваном Грозным по образцу главного собора Московского Кремля, однако, не из камня, а из кирпича. Еще через сто лет (1686-1692) были выстроены похожие друг на друга грандиозные здания Трапезной и Царских чертогов, с характерными для того времени многокрасочностью и узорчатостью, росписью "в шахмат", многоцветными изразцами, виртуозной резьбой по камню. Не менее нарядны поставленные в то же время небольшая надкладезная часовня и высокая надвратная церковь Иоанна Предтечи. Однако самым значительным сооружением является знаменитая пятиярусная лаврская колокольня (1740-1770). Именно ее первой сто лет назад замечал усталый путник, прошедший огромный путь от своей в деревеньки где-нибудь под Брянском или Астраханью до знаменитой обители. Именно она в наши дни первой услаждает паломника или туриста. С ее 88-метровой высоты открывается изумительный вид на раскинувшийся у подножья старых стен города. С нее разливается по округе на много километров праздничный звон пятидесяти колоколов. Особенно прекрасен могучий, раскатистый бас ее главного колокола. Однако такой Лавра стала "всего" двести лет назад. А начиналось все в XIV веке, когда в лесной пустыни на холме Маковец поселились два отшельника - Варфоломей (будущий монах Сергий) и его брат Стефан. Основатель монастыря - преподобный Сергий еще до рождения явил свою святость. На литургии, находясь еще в утробе матери, он трижды возгласил в особо важные моменты богослужения. Будучи грудным младенцем, в постные дни - среду и пятницу он воздерживался от материнского молока. Начав в 23-летнем возрасте иноческий подвиг, он не бежал от самых тяжких лишений, не отказывался от самой трудной работы. И даже став игуменом монастыря, продолжал выполнять самые тяжелые послушания, носил самую ветхую одежду, питался самой скудной пищей. По молитвам игумена земли русской совершались многочисленные чудеса и исцеления. И вскоре слава о нем распространилась по всей великой Руси, и еще при жизни Сергия стали почитать святым. Обитель, основанная преподобным разрасталась, принимая все новых учеников и последователей, среди которых насчитывается до 70 прославленных святых. Ими впоследствии было основано около 50 монастырей. В 1380 году святой Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Донского на решительный бой за освобождение Родины от татаро-монгольского ига. С этого времени московские государи взяли Троицкий монастырь под свое особое покровительство. Об этом Вам обязательно расскажут на экскурсии в ризнице - обязательно постарайтесь попасть туда - Вы не пожалеете о потраченном времени. Здесь собраны подношения монастырю и его архиереям от великих Московских князей, царей, российских императоров и других знатных и богатых особ. Вы увидите разнообразные церковные сосуды тончайшей работы, изготовленные из золота и серебра, кованные, резанные из камня и слоновой кости, литые, чеканные, с чернью, эмалями, украшенные драгоценными каменьями; шитые золотом и жемчугом иконы, ризы и плащаницы, щедро осыпанные изумительными по красоте самоцветами. Все это - величайшие художественные ценности, красота и совершенство которых вызывает чувство восхищения и гордости за русских мастеров, много столетий преумножавших богатство и славу Великой Руси. Выйдя за пределы Лавры, не торопитесь уходить - стены монастырской крепости тоже достойны Вашего внимания. "Каменный пояс" общей протяженностью полтора километра с одиннадцатью башнями достигает в высоту 15 метров. Самая красивая - Уточья башня, кажется словно выточенной из слоновой кости шахматной фигуркой - с резными "окошками"-бойницами, поясками и тонкими изящными шпилями. А вкрапления красного кирпича в белом камне придают ей сходство с коралловым замком. Северная стена, проходящая по краю оврага, кажется еще более высокой. Если спуститься вниз, к часовне над источником Саввы Сторожевского стены взмывают ввысь, словно теряя свою массивность и тяжеловесность. Эти каменные громады поведают Вам о страшных и великих событиях истории России. Прошло уже почти 400 лет с тех пор, как 13-тысячное войско поляков и литовцев 16 месяцев удерживало в осаде Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Малочисленное, в сравнении с неприятелем войско, не более 3 тысяч человек, состоявшее в большинстве из людей, не обученных военному искусству, не только с успехом отражало нападение врагов, но и вышло победителем в этой неравной по силам и тяжелой по условиям борьбе. В особо тяжкие минуты, когда надежда уже покидала оборонявшихся, преподобный Сергий являлся русским воинам с помощью и укреплением их веры в заступничество Небесного Царя. ГородНе верьте тому, кто станет утверждать, будто бы весь город можно осмотреть за один день! Мне с трудом хватило недели. Конечно, Лавра привлекает к себе повышенное внимание, однако город не потерялся в ее тени, и имеет свой неповторимый колорит, хранящий еще атмосферу XVIII-XIX веков. Небольшие уютные улочки с низенькими домами, многие из которых еще остаются деревянными, украшенные великолепной резьбой; доходные здания Лавры вокруг главной городской площади; построенный еще в 1790х годах Конный двор; каменные приходские храмы XVI-XIX веков, обозначившие вокруг монастыря центры древних слобод… Самые яркие впечатления после городской архитектуры - это обилие книжных магазинов (с серьезными книгами, а не с Дарьей Донцовой) и магазинов с рыболовными принадлежностями. А еще - удивительное радушие местных жителей. Видимо, сохранились еще традиции прошлых веков, когда посадские жители принимали у себя в городе тысячи богомольцев со всей необъятной Руси. Еще одна из достопримечательностей - памятник строителю железных дорог и меценату С.И.Мамонтову, судьба которого, как мы узнаем ниже, тесно сплетена с этим городом. Перед самой Лаврой раскрывается во всем своем великолепии Красная монастырская мощеная площадь с бульваром. На самой площади - лаврская часовня и колодезь. Вокруг нее приютились здания бывших монастырских гостиниц, лавок и доходных домов. А по периметру - многочисленные лоточники, продающие шедевры (и не очень) местных промыслов, а также всякую мишуру подобную той, что можно видеть в Москве на Арбате. Немного портит впечатление старая монастырская гостиница, построенная в 1823 году в строгих формах классицизма, от которой сейчас остались одни руины. Она закрывает вид от монастырских стен на и Конный двор и Белый пруд с лебедями. В ХVII веке пруд назывался Круглым и до построения гостиницы был значительно более нынешнего, и при строительстве был частично засыпан. У южного склона холма нас встречает удивительный по красоте ансамбль из двух, совершенно разных, однако сочетающихся в великолепный ансамбль церквей - Пятницкой и Введенской - ровесниц каменных стен крепости (1547). Это все, что осталось от Пятницкого Подольного монастыря. Около 1660 года монастырь был обращен в приходскую церковь, его старицы переведены были в Хотьков монастырь, а церкви упраздненного Пятницкого прихода с окружающею их частью площади, как древнее достояние Троице-Сергиевой лавры, переданы в ведение Лавры. Одно из самых интересных мест в городе - это Конный двор - изрядно отреставрированное и отштукатуренное здание, в котором, однако, угадывается изящество постройки 200-летней давности. Особый колорит придают ему установленные на шпилях флюгерочки изящной формы, звонница во дворе с настоящими колоколами, в которые может позвонить любой желающий, пушечки на каменных лафетах и ажурные решетки на воротах и окошках. Ныне во дворе размещен музей - несколько выставочных залов, в которых можно познакомиться с прошлым здешних земель начиная с каменного века. Здесь же представлена история монастыря и выросшего вокруг него города. Еще одна экспозиция рассказывает о полузабытых традициях русских крестьян, праздниках и обрядах, сопровождавших русского человека от рождения до смерти. Не менее интересной оказалась выставка "Деревянная сказка России". Художественные промыслы Подмосковья стали символами России - у каждого подмосковного района - свои традиции, свои секреты мастерства. Так, Сергиев Посад и его окрестности, - это мир художественного дерева - резная игрушка и скульптура села Богородского, расписная матрешка и роспись с выжиганием Сергиева Посада, абрамцевская резьба по дереву и кости. Большинство этих промыслов возникло в XIX веке. Однако родились они не на пустом месте. Родоначальником резной игрушки считают еще Сергия Радонежского - преподобный сам изготавливал симпатичных зверушек и благословлял ими детей. О высокой культуре резьбы по дереву XV века свидетельствуют прекрасные миниатюры из пальмового дерева резчика Амвросия, работавшего в мастерских Троице-Сергиевской лавры, искусство рельефа которого не уступало мастерам древней Греции и Итальянского Возрождения. Особого подъема искусство резьбы и росписи по дереву достигло в XVII веке - этим временем датируются игрушки русских царевичей - троицкие "красные" ложки, братинки, потешные возки. В XVIII-XIX веках Сергиевские мастера раскрашивали куколок - крестьянских девушек в кокошниках, барынь. К концу XIX века половина жителей Сергиева Посада занималось изготовлением и продажей игрушек! На рубеже XIX-XX-го веков тысячами пудов везли игрушки в столицы, на ярмарки, отправляли в десятки стран, завоевывая на выставках престижные награды. Поражает обилие и разнообразие игрушек: резная, токарная, столярная, из папье-маше, комбинированная из ткани, бумаги и фарфора. К концу XIX века изготавливали сувениры и бытовые изделия - шкатулки, стаканчики, вазочки, расписанные и позолоченные, мебель, иконостасы, ларцы. Учебно-производственные мастерские, открытые в 1891 году стали украшать изделия росписью с выжиганием и позолотой. В XIX-XX веке в Хотьково и Абрамцеве сложилась высокохудожественная школа резьбы по дереву. А в Сергиевском Посаде на основе опыта косторезов русского Севера и Сибири и работ мастеров монастырских мастерских сложилась творческая артель резчиков по кости со своими традициями и секретами. Из кости изготавливали не только плоские предметы - миниатюрные панно, настольные экраны, но и женские украшения, скульптуру, курительные трубки и мундштуки. Специфически декоративный эффект создавала тонкая сетка изысканного ажурного растительного узора и сочетание её с деревом, перламутром, эбонитом и металлической оправой. Все это придает вид драгоценностей не только серьгам и кулонам, но и крохотным игольницам, наборам шахматных фигур и столь традиционным ларцам и шкатулкам. Очень привлекательна миниатюрная скульптура, в которой в качестве сюжетов преобладают сказочные животные. Еще столица русских игрушечников знаменита точеной расписной матрешкой. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах. Видимо, матрешка, как и анекдот, является тем видом народного творчества, которое отражает, что называется, "злобу дня". В музее я видела матрешек, изображающих Кутузова и Наполеона с маршалами, сделанных, как вы уже догадались в начале XIX века. Сразу вспомнились арбатские галереи из матрешек-политических лидеров, начиная с дедушки Ленина и до нынешнего президента. Своеобразной народной скульптурой была и богородская игрушка - потешные возки с седоками, тройки, фигурки животных и птиц - коней, медведей, петухов, фигурки людей - крестьян, пастухов, пахарей, а также своеобразные игрушки с движением - пильщики и кузнецы, поражающие своей выразительностью и мастерством резки. Богородский промысел относится к числу древнейших художественных промыслов Подмосковья. О мастерах богородской резной деревянной скульптуры и игрушки, об их деятельности сохранились сведения от XVI, XVII и XVIII веков. В соседних с Хотьково деревнях - Ахтырка, Мутовка, Левково, Кудрино нашло развитие еще один из древнейших русских народных промыслов - резьба по бересте. Первые куски орнаментированной бересты, относимые учеными к XI веку были найдены при раскопках на территории древнего Новгорода. Береста всегда была удобным материалом для различных поделок. С возникновением письменности ее использовали для создания разнообразных грамот, так как на ней было легко вырезать знаки и буквы и удобно было свертывать ее в легкие свитки. Изделия из бересты украшались росписью, тисненным орнаментом и легким ажуром прорезных узоров. Орнаментами из прорезной бересты в старину украшали туески и лукошки, оклеивали им ларцы и шкатулки. В XIX веке в Абрамцево возрождается и приобретает новое качество это искусство; мастерами создаются коробки для рукоделия, шкатулки, шкафчики-аптечки, сухарницы, лоточки, декоративные тарелки, в которых рельефный орнамент удачно сочетается с гладкой полированной поверхностью древесины. Не удивительно, что именно в Сергиевом Посаде появился Музей игрушки, который я вам также рекомендую посетить. Интересны не только сами экспонаты - не менее интересно, месторасположение музея - на краю высокого обрыва, нависшего над гладью Келарского пруда, откуда открывается прекрасный вид на Лавру. Стоит также посмотреть и на здание - дом с фасадами, обработанными узорчатой кирпичной кладкой в псевдорусском стиле, характерной для конца XIX столетия, построенный лаврским архитектором Александром Латковым в 1893 году; до революции в нем располагалась гимназия. Этим же зодчим построено довольно много зданий в городе - здание бывшей больницы-богадельни, примыкающей к стенам Лавры с западной стороны (1896), здание бывшего странноприимного дома, а ныне телеграфа, построенного в 1892 году в память пятисотлетия кончины преподобного Сергия, а также несколько храмовых построек в округе Недалеко от юго-западной части монастырской крепости, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни раскинулся небольшой парк, обнесенный каменной оградой в виде миниатюрной крепостной стены с островерхими башенками, деревянная кровля которых частично сохранилась, хоть и потрепана. Это Пафнутьев сад. Когда он был насажен, остается неизвестным. Существует предание, что в 1689 году Петр Великий прогуливался в нем, и вдруг предстал пред ним гонец из Москвы с каким-то очень радостным для него известием. В память об этом государь и приказал назвать сад Пафнутьевым, по имени гонца. Рядом расположен живописный Келарский пруд, оставшийся от былого каскада из четырех прудов, а в самом саду близ монастырской стены находится колодец - один из источников, чудесным образом найденных преподобным Сергием. После секуляризации монастырских земель территория сада сохранилась за Лаврой, и владельцы поспешили обнести его оградой. Эта "крепость" сложена митрополитом Платоном в 1777-1778 годах и подновлена в 1850. После революции сад этот стал городским Парком культуры и отдыха. Здесь на территории в 1895 году по проектам уже известным нам архитектора Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время в нем располагаются помещения Московской духовной семинарии). ОкрестностиИтак, город осмотрен. Но мы знаем, что в окрестностях Сергиевого Посада тоже есть что посмотреть. Например, скиты к востоку города, Хотьковский монастырь, усадьба Абрамцево и самый высокий в Подмосковье водопад, считающийся к тому же святым источником. Однако попытка наша попасть на водопад Гремячий ключ закончилась неожиданно. Прозевав нужный поворот, мы неожиданно увидели необыкновенную по красоте кирпичную колокольню, словно парящую над лесом, а чуть погодя - крепостную стену и собор Черниговской Божьей Матери. Оказалось, что колокольню, так поразившую мое воображение, также строил Александр Латков. После очередного упоминания этой фамилии рядом со зданиями, которые мне показались очень привлекательными (сразу оговорюсь - я не знаток архитектуры), захотелось узнать побольше об этом человеке. Александр Афанасьевич Латков, более десятилетия занимавший должность архитектора Троице-Сергиевой Лавры, за этот короткий срок почти со всех сторон окружил ансамбль монастыря капитальными постройками. Много работал Александр Афанасьевич и в более далеких окрестностях Лавры. Он возвел грандиозный собор и несколько подсобных монастырских строений в Хотьково, два небольших странноприимных дома близ Черниговского скита и у южной окраины деревни Рязанцы на Ярославской шоссе. Из числа московских работ зодчего стоит отметить часовню Спасо-Андронникова монастыря на улице Сергия Радонежского (бывшей Тулинской) в русском стиле с кокошниками и тремя нарядными шатрами и здание Троицкого подворья. Самое же большое увлечение Латкова - это церковные колокольни, которых он построил не менее десятка - помимо так понравившегося мне сооружения в Гефсиманском скиту, он воздвиг колокольни в Головинском монастыре в Москве и в подмосковном Чашникове. От похожей колокольни Зосимовой пустыни остались только одни нижние ярусы. Все его постройки узнаваемы - в древнерусском стиле, с формами, декоративными деталями и мелкой фигурной кладкой, заимствованными у древних зодчих. Интересно, что коллеги часто его не жаловали. Будучи архитектором Троице-Сергиевой Лавры и руководя ремонтом существующих и сооружением новых зданий этого бесценного ансамбля древнерусского зодчества, Латков не состоял действительным членом Московского археологического общества, объединявшего в те годы всех виднейших реставраторов и лиц, изучавших историю архитектуры. Лишь в 1914 годы он был избран, и только членом-корреспондентом общества. И несмотря на то, что многие годы он был членом Московского архитектурного общества и даже избирался его секретарем, ни одна из его работ не была опубликована в выходивших под эгидой общества изданиях. Многие ругают его постройки вокруг Лавры, загородившие лучшие виды на монастырь. Да и сами строения зачастую называются грубыми подделками под "русский стиль". При том, что от неспециалистов мне много раз приходилось слышать восторженные отзывы о его строения. Конечно, господа архитекторы, вам виднее… С конца XIX века зодчего начинают преследовать неудачи. Кульминацией его творческой деятельности стало проектирование собора Александра Невского. Это гигантское сооружение, сравнимое по своим масштабам с храмом Христа Спасителя, собирались возвести на Миусской площади в Москве в память об освобождении крестьян. Также как и в случае с храмом Христа Спасителя, первый проект собора был отвергнут, второй - составленный академиком А. Н. Померанцевым по рисункам художника В. Васнецова строился долго, и также, законченный лишь вчерне простоял лишь несколько десятилетий и был снесен в 1950-х годах. Второй крупной неудачей А. А. Латкова стало сооружение Никольских торговых рядов в Москве. Составленный им проект трижды (!) отклонялся Техническо-строительным комитетом, и в конце концов проектирование было передано знаменитому мастеру Л. Н. Кекущеву. Первая мировая война и Великая Октябрьская революции полностью прекратили храмосоздательскую деятельность в России. Церковному зодчему пришлось заняться реставрацией. В 1918 году он участвует в реставрационных работах в Московском Кремле. Но, видимо, в силу недостатка авторитета А. А. Латков вновь оказывается на вторых ролях, уступив руководство своим более молодым и способным коллегам. К сожалению, о дальнейшей судьбе Александра Афанасьевича Латкова мне так и не удалось ничего разузнать. Но, вернемся в скит. В 3х километрах от Лавры в XVIII веке для "летних увеселительных посещений" высоких лиц строится специальный загородный монастырский двор Корбуха. Он ничем не отличается от домов при царских загородных резиденциях или в имениях знатных вельмож: просторный, богато отделанный особняк с оранжереями и службами располагался на берегу пруда, вокруг которого был разбит парк с подстриженными деревьями, регулярными "пришпектами" и дорожками, с беседками и фонтанами. Со временем "загородный двор" пришел в запустение и в 1844 году на его месте Лаврой устроен существующий по сию пору Гефсиманский скит со специально вырытыми пещерами по примеру Киевской Лавры. В пещерный храм Архангела Михаила мы, к сожалению, не попали - экскурсию устраивают лишь для групп не менее 10 человек. А вот приложиться к мощам старца Варнавы, скитского духовника, подвизавшегося здесь во второй половине XIX века можно почти всегда. Варнава предсказал грядущие бедствия и последующее возрождение России. Возможно он возвестил царю Николаю II о ждущем его мученическом венце. Южнее Корбухи, на живописном берегу большого пруда, где прежде было монастырское кладбище, митрополит Платон выстроил для себя другой загородный двор - Вифанию (1783), превратив его затем в небольшой Спасо-Вифанский скит. Здесь же, совсем недалеко архимандритом Антонием была основана в 1858 году Параклит-Торбеева пустынь, приписанная к Троице-Сергиеву монастырю. По давней традиции паломников прежде, чем посетить преподобного Сергия, необходимо испросить благословения его родителей. Мы немного запоздали с этим, но - лучше поздно, чем никогда. В Хотьково поехали утром, надеясь за день успеть еще в Радонеж, на родину преподобного Сергия и в Абрамцево. В древнее славянское поселение с удивительным название Радонеж в 1328 году, спасаясь от притеснений ордынских ханов и княжеских междоусобиц, переселились из Ростова Великого родители святого Сергия, именитые бояре Кирилл и Мария. В Радонеже прошла юность Варфоломея, будущего игумена русской земли. Единственный из троих сыновей Кирилла и Марии не связанный семейными узами, он оставался опорой престарелых родителей. Незадолго до смерти благочестивые бояре приняли монашеский постриг в близлежащем Покровском монастыре. Сергий же заботился о родителях до их блаженной кончины, здесь же они были похоронены. Монастырь виден еще с поезда и издалека поражает воображение. Уже упоминавшийся Большой Никольский храм обители, хоть и построенный в начале XX века (1904) Александром Латковым, производит впечатление древнего византийского строения. Главным же храмом обители является Покровская церковь, построенная в 1816 году - не менее грандиозное и красивое сооружение в классическом стиле. А самое древнее сооружение - надвратный храм, построенный в 1742-1745 годах. Самая большая святыня монастыря - мощи святых родителей Сергия Радонежского, почивающие в Покровском соборе. На территории, окруженной массивными стенами, тихо и спокойно. Ворота обители охраняет каменный лев - удивительно было встретить в таком тихом русском местечке это животное, встречающееся в изобилии в нашей стране разве что в Петербурге. Из Хотьково пешком пошли в Абрамцево - дорога неблизкая, но дойти можно. Оказалось, что в музее выходной. Поначалу я расстроилась, но нам удалось найти вход через служебную калитку и провести незабываемый час практически в полном одиночестве, гуляя по тропинкам живописнейшего парка среди будто бы игрушечных домиков, украшенных витиеватой резьбой. А крохотный храм Спаса Нерукотворного с узорами из белого камня казался иллюстрацией к русской народной сказке. Он был построен в 1882 году по проекту Василия Поленова и Виктора Васнецова по образцу новгородского храма XII века Спаса в Нередицах. Авторы обогатили постройку приемами различных архитектурных школ - украсили храм владимирской резьбой, ярославской майоликой и московскими оконцами. В ее оформлении принимали участие все члены Абрамцевкого кружка, сложившегося вокруг владельца усадьбы С.И.Мамонтова. Деревянный резной иконостас изготовлен по эскизам Поленова, росписи и иконы выполнены Виктором Васнецовым, Поленовым, Репиным. Усадьба Абрамцево с 1843 года принадлежала русскому писателю, автору и собирателю русских сказок Сергею Тимофеевичу Аксакову, известному пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому. В его семье выросли два замечательных сына - Константин Сергеевич - один из известных идеологов и основателей славянофильства и Иван Сергеевич, в 1872-74 годах председательствовавший в Обществе любителей российской словесности. Во время владения усадьбой Аксаковым здесь бывали В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, М.С.Щепкин. В 1870 году Абрамцево приобрел Савва Иванович Мамонтов, любитель и пламенный приверженец русской культуры и искусства. Любовь к прекрасному, замечательный вкус, признаваемый русской интеллигенцией того времени за эталон, обаяние, удивительное умение своей неукротимой жаждой деятельности зажигать других, объединять и вдохновлять окружающих - все это позволило Мамонтову стать центром притяжения талантливейших людей того времени. Он основал первую частную Русскую оперу, в которой расцвёл гений Шаляпина. Декорации к его спектаклям писались Левитаном, Васнецовым, Поленовым, Коровиным, Врубелем. Он покупал у художников, представляющих новые стили, их картины, заказывал украшать здания железнодорожных вокзалов, построенных им же, произведениями русских художников - Васнецову, Антокольскому, помогал реализовывать свои проекты начинателям зарождающегося движения передвижников - Репину, Коровину, Поленову, Серову. В его доме в Москве, на Садово-Спасской был образован Мамонтовский кружок, где собиралась почти вся творческая интеллигенция Москвы. А в приобретенной им усадьбе Абрамцево на протяжении многих лет находили приют и поддержку, творили свои безсмертные произведения Виктор и Апполинарий Васнецовы, Крамской, Репин, Поленов, Врубель, Коровин, Серов, Антокольский, Суриков и многие другие известные художники и скульпторы. Самой известной из картин, написанных в Абрамцеве стала "Девочка с персиками"Серова. Кроме того, именно здесь зародился один из местных видов деревянного прикладного искусства - абрамцево-кудринская резьба по дереву, бересте и кости, о которых рассказывалось выше. Легендарной точкой отсчета стала находка в соседней деревне Репихово резной доски, что принесли летом 1882 года Репин и Поленов. На широкой подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега были вырезаны ягоды и розетки. И с 1884 года здесь под руководством Е.Г. Мамонтовой началось художественное образование и воспитание кустарей-резчиков из крестьянских ребятишек. Здесь же, в мастерской художественным руководителем работала художница Е.Д. Поленова, собирательница произведений народного искусства, для нее трудились В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Воспитательная и педагогическая деятельность Абрамцевских мастерских была результатом возникновения целой плеяды искуснейших художников-резчиков. Меценатство требовало денег и немалых. Однако Савва Иванович был еще и преуспевающим дельцом. Наследник контрольного пакета акций Московско-Ярославской железной дороги, он не боялся вкладывать деньги в долгосрочные проекты - продлил дорогу от Ярославля до Костромы и дальше, к Архангельску, "затеял" строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. В результате смелость в принятии решений сгубила удачливого предпринимателя. Его обвинили в растрате 100 тысяч рублей из кассы Московско-Ярославской железной дороги. Деньги эти Савва Иванович хотел пустить на развитие транспортного машиностроения. Позже его освободили, однако долга ему не простили. Несмотря на то, что друзья, которым он помогал в лучшие времена, не забыли его и всячески содействовали его оправданию, процесс этот оказался для Мамонтова фатальным: знаменитый предприниматель, меценат и антрепренер был сокрушен - и материально, и физически, и духовно. Имя Саввы Мамонтова перестало звучать в финансовых кругах как гарантия капитала. Все произведения культуры, принадлежавшие ранее Мамонтовым были проданы с молотка. Остаток жизни Савва Иванович Мамонтов провёл в полной тени, раздавленным и потерянным. Шестого апреля 1918 года он скончался. Друзья похоронили его в ризнице построенной на его средства Абрамцевской церкви. О таком печальном конце владельца усадьбы тогда, гуляя по дорожкам живописнейшего парка я еще не знала. А вот дух русской культуры, привнесенный величайшими русскими художниками и бережно собранный Саввой Ивановичем чувствовался здесь сполна. К сожалению, мы так и не дошли до Радонежа - слишком устали. И на Гремячий ключ поехать тоже не смоги - испортилась погода. Однако я не оставляю надежды побывать в земле преподобного Сергия еще раз. Возможно, теперь с организованной экскурсией. Балдин В.И. Загорск. История города. Архитектурные памятники города. Москва. "Стройиздат" '81 Сергиев Посад. Очерк истории города. Без выходных данных, куплена в Троице-Сергиевской Лавре Копшицер М.И. "Мамонтов". Москва, "Искусство", 1972. А. КИСЫЧ. Рууские творения Александра Латкова. "Хотьковский вестник" №32 1992 К 90-ЛЕТИЮ БОГОРОДСКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА Т. Завьялова По материалам книги "РУССКАЯ МАТРЕШКА" Л. Н. Соловьева - Москва - ИНТЕРБУК 1993
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||