|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Погода была солнечная, и на берегу собралось множество зрителей. Крещаемые, в белых сорочках, сбились стайкой. Священник в подряснике и епитрахили вошел в теплую озерную воду, напротив него встал первый из очереди – и таинство великого приобщения к Церкви началось... Именно так все происходило семь лет назад, когда в престольный праздник Косинской (Моденской) иконы Божией Матери, что в храме Успения, крестил своих чад иеромонах, ныне игумен Кирилл (Сахаров). С ним прибыли и его прихожане из храма Святителя Николая на Берсеневке. Когда крещение закончилось, а неофиты выбрались из воды и
обсохли на солнце, вся компания потянулась в храм. Здесь в иконостасе на
особом месте находилась чудотворная святыня.
Главной своей святыней, косинской (Моденской) иконой Божией Матери, село обязано императору Петру I. Согласно местному преданию, юный царь, увлекаясь плаванием, любил кататься на ботике по водам Косинского Белого озера. Бывая здесь, он навещал усадьбу Телепневых. А когда ему пришла мысль перевести свою флотилию на Переславское озеро, то в память своего пребывания он подарил Косинской церкви икону Божией Матери. Ее привез из итальянского города Модены ближний вельможа, граф Борис Петрович Шереметев. И начиная с 1808 года икона прославилась множеством совершаемых от нее чудес. Изобилие благодати породило у местного населения верование, что Косино находится под особым покровительством Богородицы. Другая известная святыня – икона святителя Николая Чудотворца. Она была обретена на волнах Святого озера в глубокой древности. Храмоздателем Д.А. Лухмановым для иконы Божией Матери была изготовлена риза из чистого золота, для образа святителя Николая – из серебра. Святое озеро с незапамятных времен стало местом паломничества массы богомольцев. По преданию, некогда бывшему воину Вуколу, ушедшему от мира ради спасения души, на этом месте явилась церковь, где совершалась литургия. Вдруг среди молящихся встала Пречистая Дева, а хор ангелов запел Херувимскую песнь. Вукол счел себя недостойным видеть это и вышел из храма. В тот же миг церковь начала погружаться в воду и ушла на дно озера. Предание гласит, что в ней по сей день не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и град Москву. Во времена грядущего Второго Пришествия Христова церковь будто бы поднимется на поверхность и будет явлена народу. А на месте хижины, где в XII веке жил Вукол вместе со своим старцем-наставником, сподобившимся быть свидетелем чуда, впоследствии благоверный князь Даниил Московский устроил храм Спаса на Бору. Этот храм был известен как древнейший в Кремле и всей Москве. Однако в наступившее время безбожия храмы были разорены, с икон содраны драгоценные оклады, затем исчезли и сами святые образа… Ныне Косино – южная окраина Москвы, застроенная многоэтажными домами, рассеченная шумными магистралями. Давно исчезли деревеньки, стоявшие по берегам трех озер, луга, пригорки, сосновый бор. И уже не стремятся тысячи богомольцев к чудесной иконе Богородицы, к берегам Святого озера. Но огонек веры не угас. Он теплится не только в лампадах храмов, но и в глазах юных прихожан, воспитанников церковноприходской школы. Здесь, в Косино, бережно хранятся традиции православного просвещения. Церковноприходская школа была учреждена в Косино в 1862 году. Ее устроили местные крестьяне, которые пожелали таким образом отметить жизненно важное для них событие – отмену крепостного права. В школе учились не только местные дети, но и из окрестных деревень. Оценив ее благотворное влияние на нравы молодежи, крестьяне в 1875 году решили выстроить для школы каменный дом. В том же году она перешла в ведение Московского земства, оставаясь под попечением своего основателя и настоятеля прихода отца Иоанна Цветова. Через десятилетия святое дело пастыря было продолжено – в нынешней ЦПШ шестьдесят учеников.
Церковноприходские школы ныне в Москве редкость, поэтому
знакомство с каждой из них – это крупицы ценного опыта. Поначалу мне казалось,
что моя затея обречена на неуспех: время летнее, каникулы, в школе идет ремонт.
Да и директор в отпуске. Но какой отпуск накануне престольного праздника? Ларису
Васильевну нашли довольно быстро. Молодая, энергичная женщина, улыбаясь,
встречает меня на пороге кабинета. Затем предлагает осмотреться и ненадолго
исчезает, на ходу решая несколько проблем. – В каком состоянии были церкви, когда вы впервые появились здесь?– В двух храмах располагались концертные залы, а сами здания числились на балансе детской музыкальной школы № 85, – отвечает Таисия Викторовна. – В Успенском храме шли концерты духовной музыки, а в Никольском устроился ансамбль гусляров. Все они достались нам в сохранном состоянии, тем не менее их все-таки было несколько. И нам достаточно пришлось потрудиться. Возвращены они были: в 1990-м – Никольский храм, а в 1992-м – Успенский и деревянный. – Он современный? – спрашиваю я, указывая на постройку, напоминающую терем. – И да, и нет. Он стоит на древнем месте. Здесь уже был
Никольский храм, предположительно XIV века. В XVII веке его перестраивали, а в
1947 году он сгорел. В 1970–1980 годы прошлого века сгоревший храм воссоздали.
Но назвали уже по-другому, в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского.
Он часто бывал и служил здесь. Его необыкновенно горячо все любили. – А что это за деревянная часовня?– Она построена в 1999 году и освящена в честь святителя Филарета, митрополита Московского, поскольку он принимал горячее участие в делах нашего прихода. Хотя владыка сам не служил, а только слушал службу, его присутствие оставляло значительный след в душах прихожан. Поэтому эти два новых деревянных строения посвящены нашим новоканонизованным святителям. Мы убирали территорию и помещения, выносили груды мусора. Все вместе поднимали храм. Иконостас сначала был фанерный, и так простоял десять лет. Только к юбилею прихода Господь подарил нам новый. Возрождение шло медленно. Денег не было, большая нищета, но понемногу нам посылались жертвователи. И вот прошло почти одиннадцать лет… – и приход в прекрасном состоянии… – я оглядываю шелковистый ярко-зеленый газон, аккуратные постройки, мощеные дорожки. – Ну, это далеко не так…
– Какие церковные дисциплины преподаются у вас? Кто их ведет?– Преподаются Закон Божий, Священная история Ветхого и Нового Завета, литургика, основы церковного пения, основы иконописи, греческий и церковнославянский языки. Все предметы ведут священники. Обязательное требование нашего настоятеля – чтобы дети посещали храм, регулярно исповедовались. У нас один день в неделю дети помогают служить литургию – так заведено. Кто поет, кто в алтаре, кто у подсвечников. – С какого возраста?– С 5-го по 11-й классы. Они очень ответственно к этому относятся. – А кто ведет светские предметы?– Их преподают по совместительству учителя средних школ. Отец Михаил следит за тем, чтобы они участвовали в жизни Церкви. – Какими программами они пользуются?– Общими. Но некоторые вопросы рассматриваем отдельно – например, происхождение жизни, эволюция в биологии. По истории, литературе учителя часто советуются с батюшками. – А как относятся родители к тому, что дети усваивают основы Православия?– Здесь у нашего батюшки твердый принцип: как в школе – так должно быть и дома. Ребенок не должен чувствовать раздвоенности. Поэтому родители воцерковляются, ходят в воскресную школу. К изучаемому относятся с большим интересом, говорят: "Спасибо, что вы нас научили". – Как дети проводят свободное время?– Они любят быть при храме. И мы часто паломничаем. Были в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью, в Звенигороде, Николо-Угрешском монастыре, Троице-Сергиевой Лавре. Есть у нас кружки – вышивания, иконописи. – Произведения детей находят применение на приходе?– Пока еще не находили, – улыбается директор. – Но мы работаем в этом направлении. Хочу рассказать еще об одном нашем направлении. Мы устраивали обмен выставками детских работ с Центром реабилитации детей-инвалидов. Наши ребята стали с ними дружить. Приезжали с концертами. – Как между ними складываются отношения?– Неплохо. Они с нашими находят общий язык. Когда в Центр приезжал батюшка – воспитанники встречали его с интересом, задавали вопросы о Боге и Православии. – А как относится к вашим посещениям администрация?– Хорошо. Собственно, завязать отношения с нами –
инициатива директора. – Как дети относятся к духовным дисциплинам? Они не трудны для них?– Дети воспринимают их с огромным, живым интересом. Мы стараемся преподавать их не столько как учебные дисциплины (как это делается в семинарии или академии), а скорее как практическое руководство для православного христианина. Ведь наше участие в богослужении должно быть осознанным, а переживаемые нами чувства – симфоничны общему молитвословию. Для этого надо знать, что происходит в алтаре, чем занят священник в тот или иной момент литургии. – Какой литературой вы пользуетесь?– Это "Новая Скрижаль", "Методическое, историческое и догматическое объяснение Божественной литургии", учебник богослужения и другие. – Ваш храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Каково значение этого праздника? Как вы объясняете его детям?– Каждый православный праздник обладает миссионерским
значением, и Успение – также. Это не просто событие в истории Церкви. Его
недаром называют Богородичной Пасхой. С того дня, как случилось это великое
событие, люди получили Ходатаицу за род людской. Матерь Божия первая из всех
угодников и даже Бесплотных Сил предстоит Престолу Божию. И среди наших немощей
и скорбей наши взоры должны быть прежде всего обращены к Божией Матери. Наши
ученики должны не только подражать Ей в Ее любви, верности чадам, но и умении
подчинить свою любовь воле Божией. По средам у нас совершается молебен перед
чудотворной Моденской иконой Божией Матери. Глаза у детей блестят, надо видеть,
с каким упованием они взирают на нее! Мы рассказываем детям историю иконы, о
чудесах, происходивших от нее, и в этом – живая связь времен. Соединению с миром
Небесным, который дети чувствуют особенно тонко и благоговейно, нам можно
учиться у них. На снимке: иерей Василий Фарковец и протоиерей Сергий Торопцев
с Моденской иконой Божией Матери.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||