Иерусалим на Московской земле
Поездка в Ново-Иерусалимский монастырь учителя с учениками
Валентина ШАРОВА
Опубликовано: газета "Воскресная школа" издательского дома "Первое сентября" 21'2002 года
"Искание правды, неутолимое русское
стремление строить жизнь с Богом и по-Божьи, взыскание Града
Божия, Китеж-Града, скрывавшегося от зла, разве пропало в нас?
Не вы ли его искатели, этого Града Божия, потерявшие "град
родимый", ныне трудящиеся во имя Града?"
И.Шмелев
Поездка в Ново-Иерусалимский монастырь – это необычное
паломничество. В чем же его необычность? В том, что при
известной доле воображения, работе мысли и души человек может
побывать во Святой Земле, благословенном месте, где родился,
жил, проповедовал и принял муки за род человеческий Спаситель
наш Иисус Христос. Для всех христиан Иерусалим есть особое,
достопоклоняемое место. Не все имеют возможность побывать на
Святой Земле, а до Ново-Иерусалимского монастыря можно и на
электричке доехать. Но к этой поездке нужно особо
подготовиться: взять с собой Евангелие, молитвослов с
тропарями, отыскать книжечку "Сборник песнопений паломника на
святых местах Палестины и Синая", а также заранее ознакомиться
с жизнеописанием патриарха Никона – человека сложной и яркой
судьбы. На памятных местах можно зачитывать ученикам отрывки
из Евангелия, которые указаны в статье. Представляем вам
материалы, которые могут пригодиться в этой поездке.
I. Традиция воплощения образов Святой Земли
на Руси и идея патриарха Никона создания образа Святой Земли
под Москвой
Русская земля издавна определяла себя именно
как Землю Святую, как образ Царства Небесного. Интерес русских
к историческому палестинскому Иерусалиму возник одновременно с
принятием христианства. Всей глубиной души восприняв
Евангелие, русский народ бесконечно дорожил всем, что было
связано с земной жизнью Спасителя и с обетованием спасения в
Царствии Небесном, в "Иерусалиме Новом". Не исключено, что
кто-то из русских бывал на Святой Земле и в Х и в XI вв.
Правда, к этому времени Иерусалим уже сильно отличался от
Иерусалима времен Христа. Первым, оставившим для потомков
подробные записи о своем путешествии туда в 1104-1106 гг.,
оказался игумен Даниил. В своем "Хождении..." он детально
описал все святые места Палестины, Иерусалима. В разное
время, в разных местах Руси разнообразными художественными
средствами создавались образы Святой Земли. Вот почему с
древнейших времен встречаются у нас в различных местностях
евангельские названия: Гефсиманский сад, Иордан, Иерусалимская
долина, Елеонская гора... А в градостроительных композициях,
начиная с Киева, Владимира, в других крупных русских городах,
а также в Москве XVII в., совершенно сознательно стараются
воплотить образы как древнего Иерусалима, так и нового,
Небесного, Иерусалима. Появляются в этих городах Золотые
ворота, Голгофы и т.д. Патриарх Никон задумал устроить
образ обетованной земли в Подмосковье, и ему это удалось.
Новый Иерусалим, созданный патриархом Никоном, был наиболее
полным воплощением образа Святой Земли в России. По его
указанию в Святую Землю отправился ученый иеромонах
Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по
возвращении из поездки доставил патриарху чертежи, планы и
точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также
чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова. Под личным
наблюдением патриарха Никона начались работы по воплощению в
жизнь грандиозного замысла. И вот в 60 км от Москвы на глазах
изумленных современников стал возникать "Новый Иерусалим" –
архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы
многих палестинских святынь. Центром его стал
Ново-Иерусалимский монастырь, главный собор которого был
построен по подобию храма Гроба Господня (Воскресения
Христова) в историческом Иерусалиме. Задумывая этот
необычный монастырь более трехсот лет тому назад, патриарх
Никон заботился о тех, кто не смог побывать на Святой Земле.
Чтобы человек, побывав здесь, имел возможность воскресить в
памяти Евангельские события. Окрестности монастыря:
селения, холмы, река Истра – все напоминало оживший
пейзаж христианской Палестины. Здесь был создан не имеющий
аналогов в христианском мире архитектурно-ландшафтный образ
Святой Земли, где в топографическом соответствии с прообразом
были расположены Елеон, Вифания, Фавор, Ермон, Иордан и другие
святые места Палестины.
II. Краткое жизнеописание патриарха
Никона
Патриарх Никон (в миру Никита Минин) прожил
насыщенную событиями, трагическую жизнь. Он, как никто другой,
познал взлеты и падения. Изучение жития и деяний патриарха
Никона, с привлечением новых источников, позволяет уточнить и
переосмыслить многие факты его биографии. В современных
исследованиях патриарх Никон предстает как богослов и
проповедник, иконописец и мудрый зодчий, врачеватель духовный
и телесный, получивший от Господа благодатные дары
прозорливости и чудотворений. О нем, в том числе и о его
взаимоотношениях с царем Алексеем Михайловичем, было написано
много работ, в том числе и современных авторов. Мы приведем
основные даты жизни патриарха Никона. 1605 г. – в селе
Вельяминово Новгородской губернии в семье благочестивых
родителей родился мальчик Никита. 1626 г. – Никита женится
и принимает сан священника. 1636 г. – переселение в Москву,
10 лет служения священником. После смерти всех трех сыновей
отец Никита и его жена принимают монашеский постриг. Отец
Никита постригается с имением Никон в Анзерском скиту на
Соловках.. 1648 г. – принимает сан митрополита
Новгородского и Великолуцкого. 1652 г. (25 июля) –
поставление митрополита Никона на патриаршество (после смерти
патриарха Иосифа). 1656 г. – основание Воскресенского
Новоиерусалимского монастыря. (1653 г. – основание Иверского
монастыря; 1656 г. – основание Крестного монастыря.) 1658
г. – оставление Никоном патриаршества. (Причина – утверждал
главенство церковной власти над царской, несогласие царя
Алексея Михайловича по этому вопросу.) 1666 г. – Церковный
Собор по делу патриарха Никона, над патриархом
Никоном. 1667 г. – принятие Церковным Собором
подготовленных под руководством патриарха Никона изменений в
обрядах Русской Православной Церкви, исправление богослужебных
книг, что положило начало расколу в Русской
Церкви. 1666–1681 гг. – ссылка Никона в Ферапонтов
монастырь (10 лет), а затем в Кирилло-Белозерский
монастырь. 1681 г. – возвращение Никона из ссылки и его
смерть по пути в Москву в Ярославле (17 августа). Когда в
августе 1681 г. тело патриарха Никона везли в
Новоиерусалимский монастырь, то остановились на Елеонской горе
против обители, у часовни, сооруженной, как пишет Шушерин, "во
знамение общей любви и совета" патриарха Никона и Алексея
Михайловича "к начинанию обители святыя и именованию, еже есть
Новый Иерусалим...". В наши дни этой часовни нет, ныне здесь
пересекаются дороги в Зеленоград и Клин. Как это место
выглядело в XIX в., описано у А.Н. Муравьева ("Путешествие по
святым местам"). В те времена от часовни до монастыря шла
березовая аллея. "...тихо приближался я к обители
в прохладной тени дерев и с утешительным чувством
переступил за священные врата, на коих изображено вербное
торжество Спасителя".
III. Постройки монастыря, его окрестности и
отраженные в них события Священной истории
Вход в монастырь – через врата с
церковью Входа Господня в Иерусалим. Это
служит напоминанием, что с Елеонской горы накануне Своих
крестных страданий под возгласы "Осанна" Христос вошел в
Иерусалим через Золотые ворота (Мф.21, 1–11; Мк.11, 1–11;
Лк.19, 29–44; Ин.12,12–19). В монастыре можно обратиться в
экскурсионное бюро, и экскурсовод расскажет историю монастыря
и покажет храм Воскресения Господня. Воскресенский
собор Новоиерусалимского монастыря воспроизводит
Святые места и святыни храма Гроба Господня в Иерусалиме,
связанные с крестными страданиями, распятием, погребением и
воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Храм создан по
образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме,
основанному царицей Еленой в IV в. В Воскресенском соборе, как
и в храме Гроба Господня, можно подняться на Голгофу,
поклониться Камню повития, увидеть Святой Гроб Господень и
место Обретения Животворящего Креста Господня. Ясно, что
подобие храму в Иерусалиме соблюдено далеко не во всем.
Планировка храма патриарха Никона в Новом Иерусалиме, размеры
внутренних помещений – все это в точности соответствовало
палестинскому прототипу. Однако внешнее убранство, отделка –
как внешняя, так и внутренняя – были совершенно другими. Они
были исключительно русскими, самим Никоном придуманными и
производили впечатление необыкновенной красоты, намного
превосходящей оригинал. Благодаря трудам патриарха Никона у
нас, в сердце Русской земли, под Москвой возникла благодатная
икона Святой Земли – "Небесного Града Нового Иерусалима",
чтобы "всякая душа благочестивая, желающая пречудный
храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в
нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего
расстояния оного дойти не могущая, созерцая сюда вшедши
и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже
Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди
благочестивых христиан в воспоминание Спасителевых страстей,
смерти и тридневного Воскресения, в храме Ново-Иерусалимском
представляет" (надпись XVIII в. при входе в
Воскресенский собор). В ходе экскурсии вам покажут
подземную церковь Святых Константина и Елены, место обретения
Креста и в нем колодец "Живоносный источник". Вы пройдете
Крестным путем Спасителя и подниметесь на Голгофу с Распятием.
Гроб Господень (Кувуклию) сейчас можно увидеть только на
расстоянии, поскольку эта часть храма реставрируется. Далее вы
пройдете в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, где
находится гробница Святейшего патриарха Никона. Освящена и
действует сейчас церковь Успения Пресвятой Богородицы,
находящаяся в северной части храма. В этой церкви находится
святыня монастыря – частица мощей мученицы Татианы. В свое
время десницу мученицы Татианы подарила монастырю великая
княжна Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича.
Она сыграла большую роль в примирении юного царя Федора
Алексеевича с опальным патриархом Никоном.
В западной части монастыря находится храм
Рождества Христова, который переносит нас в Вифлеем.
Постройка этого храма была задумана еще патриархом Никоном, а
осуществлена в конце XVII в. его учениками. На освящении храма
в декабре 1692 г. присутствовала его строительница – царевна
Татьяна Михайловна. Стена и башни монастыря.
В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей
деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной и по
ней поставлены восемь башен. Постройка была осуществлена по
проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова. Монастырская
стена устроена по всем правилам крепостного зодчества того
времени. Предположительно в XVIII в. башни получили
палестинские названия. Угловая северо-западная башня
называется Иноплеменичья, на северной стене средняя
башня – Варуха, дает нам повод вспомнить пророка
Варуха, автора одной из книг Ветхого Завета. В книге
содержится пророчество и утешительное обетование о новой славе
духовного Иерусалима: Встань, Иерусалим, и стань на высоте,
и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от
запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о
Божием воспоминании о них. Рядом – Ефремова
башня, такие ворота были и в Иерусалиме. Из Ветхого Завета
мы знаем, что Земля Обетованная была поделена между
двенадцатью коленами Израилевыми. Сынам Ефремовым досталась
одна из лучших частей Земли Обетованной, между Средиземным
морем и Иорданом. Ефрем – младший сын Иосифа Прекрасного, но
получил по пророчеству первенство перед своим старшим братом
Манасией. Вся область называлась Ефремом. В пределах Ефремова
колена находился город Силом, где была поставлена скиния
Моисеева с Ковчегом Завета. Все общество сынов
Израилевых собралось в Силом, и поставили там Скинию собрания,
ибо земля была покорена ими (Нав. 18, 1).
Угловые башни – Дамасская и Гефсиманская. Башни под
таким названием были в Иерусалиме, так же как и
Сионская. Башня Давидов дом напоминает нам о
великом царе и пророке Давиде. Он был великим псалмопевцем,
его богодухновенные псалмы составляют основу православного
богослужения. Священное Писание не умалчивает и о его
бесчестном поступке с полководцем Урией, жену которого,
Вирсавию, Давид полюбил, увидев в саду. Об этом в Новом
Иерусалиме напоминает березовая роща на берегу Истры, которую
назвали Уриин сад. За храмом Рождества Христова –
Елизаветинская башня (такой башни не было в
Иерусалиме). Здесь мы вспоминаем встречу Девы Марии и
Праведной Елизаветы. Праведная Елизавета, мать Иоанна
Крестителя, первой назвала пришедшую к ней Деву Марию Матерью
Бога (Лк. 1, 36–40). Через Елизаветинскую башню выходим за
пределы монастыря и осмотрим его окрестности. Возвышенность с
этой стороны получила название Сион. Под горой расположен
источник, названный Силоамским, в прежние времена над ним была
часовня. Из Священной истории мы знаем, что на юго-восточной
стороне Иерусалима, при подошве гор Сиона и Мориа, находилась
Силоамская купель вместе с источником Силоамским. В
праздник Кущей, в последний его день, эту воду брали в храм
для торжественного возлияния на жертвенник. Это совершалось в
память чудесного изведения Моисеем из скалы воды во время
странствования израильского народа по пустыне. Потому вода
Силоамского источника считалась священной и целебной. Воды
Силоама были также предметом торговли (Ис. гл. 55) . Здесь
омылся исцеленный Иисусом Христом слепорожденный (Ин. 9,
1–12).
Здесь неподалеку когда-то был посажен дуб,
получивший название Мамврийского в честь знаменитого
ветхозаветного дуба, под которым Авраам принимал Трех
Ангелов. Небольшой ручей на нашем пути
символизирует поток Кедрон. Он упоминается еще в Ветхом
Завете (2 Цар. 15, 23 и 30, 14). Во времена Спасителя
Кедрон протекал между Иерусалимом и Елеонской горой.
Перейдем по мостику Кедрон и попадаем в Гефсиманский
сад. Евангелисты-синоптики свидетельствуют, что Гефсимания
располагалась на Елеонской горе (Мф. 26, 30, 36; Мк. 14, 26,
32; Лк. 22, 39), а евангелист Иоанн добавляет, что она
находилась за потоком Кедрон (Ин.18,1). Гефсимания была
излюбленным местом молитвенного уединения Иисуса Христа.
Евангелист Лука пишет: Днем Он учил в храме, а ночи,
выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21, 37).
Евангелист Иоанн также подтверждает, что Иисус часто
собирался там с учениками Своими (Ин.18.2). В
Гефсимании Иисус Христос произнес Свои пророчества о грядущем
разрушении Иерусалима, кончине мира и Своем Втором пришествии
(Мф. 24, 1–25, 46; Мк. 13, 1–37). Но самое главное событие
произошло в Гефсимании после Тайной Вечери. Именно здесь Иисус
молился о том, чтобы миновала Его чаша сия, чаша
крестных страданий и смерти (Мф. 26, 39; Мк.14, 36; Лк. 22,
43). Именно здесь схватили Его приведенные Иудой-предателем
стражники синедриона (Мф. 26, 47; Мк.14, 43) и римские
легионеры (Ин. 18, 3, 12). В Гефсиманском саду Нового
Иерусалима находится скит Патриарха Никона. В 1679 г. в
монастырской описи было записано: "Да за монастырем церковь на
островку, что именуется пустыня, в которой молился в Великий
пост бывший Никон патриарх..." Следы от упомянутого
искусственного острова, образованного протоками, отведенными
от русла Истры, сохранились ныне в виде глубоких оврагов и
заросших валов. Возведение "отходной пустыньки" патриарха
Никона началось в год закладки монастыря – в 1658 г. и
закончилось к 1662 г., когда бывший патриарх был уже в опале.
Скит был задуман Никоном как уединенное жилье вблизи от
оживленного строительства монастыря, "пустынька" стала
символом "столпничества" – наиболее сурового вида
христианского отшельничества. Сейчас это здание
исследовано и отреставрировано. Скит представляет собой
кирпичное здание с глубоким подвальным этажом, в котором
размещался еще и храм, на первом этаже были хозяйственные
службы, на втором этаже размещались патриаршие келейники, на
третьем этаже церковь Богоявления с трапезной, келья самого
патриарха и приемная. На плоской крыше стоял восьмерик
верхнего храма Апостолов Петра и Павла, а рядом – небольшая
звонница и крошечная келья с каменным сидением, в которой едва
мог разместиться один человек, да и то лишь сидя и согнувшись.
Этажи связывались винтовой каменной лестницей. Сводчатые
комнаты украшали изразцовые печи с лежанками. Снаружи стены
были отделаны полихромными изразцами, выпуск которых наладили
мастера и монахи Воскресенского монастыря.
Неподалеку от скита протекает река Истра,
которую здесь назвали Иорданом. В монастыре
восстановлен обычай – на праздник Крещения здесь совершается
великое освящение воды. На этом месте вспомним события
Священной истории, связанные с Иорданом, главной рекой
Палестины. Много великих и поучительных событий, связанных с
этой рекой, упоминается в Ветхом Завете, а в Новом Завете с
нею связано Крещение Господа нашего Иисуса Христа Иоанном
Крестителем (Мф.3.13), на Иордане крестил Господь и Его
ученики (Ин. 3, 2). За рекой, несколько левее, была
возвышенность, названная патриархом Никоном горой Фавор,
а неподалеку в селе Никулино была церковь
Преображения Господня. Здесь паломник мог вспомнить чудесное
Преображение Иисуса Христа, свидетелями которого были Его
ученики Петр, Иаков и Иоанн (Мф. 17, 1–13; Мк. 9, 2–13; Лк. 9,
28–36). В той же стороне одна из деревень была названа
Капернаумом. В Палестине это было селение на берегу
Галилейского моря, где началось общественное служение Иисуса
Христа, Который называл Капернаум Своим
городом. Отсюда пройдем в сторону монастыря. У
монастырской стены между башнями Варуха и Ефремовой был
когда-то источник с часовней, названный Самарянский в
память известного евангельского события. В Самарии у
колодца Иисус Христос попросил испить воды у самарянки,
которая была поражена этим поступком и сказала: Как ты,
будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с
самарянами не общаются (Ин.4,9). После обращения
самарянки учение Христа нашло многих приверженцев в Самарии,
сюда послал Он Своих учеников свидетельствовать о Себе (Деян.
1, 8). К середине I в. в Самарии уже имелись христианские
общины (Деян. 9, 31). Вернемся в Новый Иерусалим. Рядом с
монастырем между потоком Кедрон и Иорданом местность получила
название Иосафатовой долины. Некоторые из окрестных
сел и мест при патриархе Никоне получили названия:
Скудельничье – или село крови, в память земли,
купленной за 30 сребренников, за которые Иуда предал Иисуса
Христа; Вифания с церковью Вознесения; роща
Рама.
Тысячи паломников стекались сюда, чтобы
помолиться в Ново-Иерусалимском монастыре. Монастырские
традиции прервались после закрытия обители в 1919 г. В 1920 г.
на территории упраздненного монастыря был образован
государственный музей, который много делал для сохранения этой
святыни. В годы Великой Отечественной войны (1941 г.) была
разрушена монастырская колокольня, деревянная ротонда храма
Воскресения сгорела, стены храма обрушились. Возрождение
церковной жизни в Новом Иерусалиме началось в 1994 году, когда
был возобновлен ставропигиальный Воскресенский
Ново-Иерусалимский монастырь. Вновь тянутся паломники в это
необыкновенное место, возникшее трудами Святейшего Патриарха
Никона, возжелавшего дать нам возможность прикоснуться к
Священной истории. Обозрев монастырь и окрестности,
откроем на прощанье Откровение Иоанна Богослова: И увидел я
новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля
миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город
Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как
невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21, 1, 2).
|