СЕРБСКОЕ ПОДВОРЬЕ В МОСКВЕ
В.Ф.Козлов
Опубликовано: "Московский журнал" 5'1999 года
Ни одна славянская страна не вызывала в России
столько сочувствия, сколько православная Сербия.
Судьба сравнительно небольшого славянского
племени, имевшего многовековую драматическую
историю и стойко державшегося православия, была
сродни русской судьбе. Русские как никто могли
оценить духовный подвиг и самопожертвование
единоверного народа.
Связи москвичей с сербами имели давнюю традицию.
В Большом Успенском соборе покоятся останки
серба (по ряду источников - болгарина. - Ред.) -
митрополита Московского Киприана (ум. в 1406 г.) -
видного деятеля на поприще исправления
церковных книг и обрядов. В XVI веке сербскому
Хиландарскому монастырю на Афоне Иваном Грозным
был подарен Никольский монастырь в Китай-городе.
Особенно тесными эти связи стали с середины XIX
века, когда под влиянием славянофилов в
первопрестольной начали всерьез интересоваться
историей и судьбой славянства и, в частности,
самого западного славянского народа.
В конце 1857 года министерство народного
просвещения обязало попечителей Московского и
Киевского учебных округов оказывать содействие
сербам и другим славянам в получении образования
в учебных заведениях России и принимать
беднейших из них на казенный счет. Сербы и
черногорцы учились в Московском университете
(филологический, юридический факультеты), в
Духовной академии, Вифанской семинарии,
иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, 1-й
и 2-й московских гимназиях.
Еще более усилился интерес московской
общественности к Сербии и Черногории во время
подготовки и проведения в 1867 году большой
Московской этнографической выставки. В 1866 году
сербские газеты от имени Общества любителей
естествознания, антропологии и этнографии при
Московском университете призывали собирать и
присылать в Москву образцы народной одежды,
предметы быта, модели жилищ. Идея выставки в
Москве вызвала живой отклик у славянских народов
и особенно у сербов. Сам князь Сербии Милан
Обренович IV пожертвовал 400 дукатов на
этнографические экспонаты. Прислали экспонаты
князь Черногорский Николай I, княгиня
Черногорская Даринка и архимандрит Черногории
Н.Дучич, а также члены Сербского ученого общества
в Белграде, купцы, учителя, крестьяне...
Этнографическая выставка в Москве имела большой
успех. Библиотека Московского университета
стала пополняться научной литературой на
сербском языке. В 1872 году князь Сербии Милан
Обренович IV был избран почетным членом
Московского университета.
В начале 1858 года кружком московских славянофилов
с М.П.Погодиным во главе был учрежден Славянский
благотворительный комитет. Одной из причин
организации комитета послужила активизация
западноевропейской латинско-иезуитской
пропаганды в славянских странах с целью ослабить
в них влияние России. Уже в 1867 году во многом
благодаря дипломатической поддержке России
Сербия добилась ликвидации всех турецких
крепостей на своей территории.
Идея создания в Москве сербского
духовно-организационного Центра, особого
подворья, зрела давно. Подобные подворья с
храмами уже имели древнейшие поместные церкви
православного Востока - Иерусалимская,
Антиохийская, Александрийская,
Константинопольская. Инициатором с сербской
стороны выступил митрополит Сербский Михаил. Об
этом замечательном церковном деятеле Сербии,
верном друге России стоит сказать особо. Будущий
святитель обучался в 1840-1850 годах в Киеве - в
семинарии и Духовной академии. Вскоре после
окончания курса, в сентябре 1853 года, он принимает
монашество с именем Михаила. Через год иеромонах
Михаил был хиротонисан во епископа Шабацкого. В
1859 году Собором епископов Михаил единогласно
избирается митрополитом Сербским и
архиепископом Белграда. При нем была
преобразована семинария в Белграде, устроено
несколько духовных училищ, восстановлены
древние храмы и монастыри. Духовное единение с
Россией было принципом всей его архипастырской
деятельности.
В 1873 году митрополит Михаил обратился с
ходатайством в Синод о разрешении открыть в
Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели
по высочайшему повелению сербам была дарована
церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и
находящиеся при ней здания. Этот храм строился
архитектором К.И.Бланком в 1768 году в память
принятия императрицей Екатериной II православной
веры.
В мае 1874 года настоятель Горнякского (в
Белградской митрополии) монастыря архимандрит
Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в
управление подворьем на Солянке. Тогда же
возвели и новый престол, переименовав храм в
честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно
в день этого великого праздника в 1805 году сербы
подняли восстание против турок.
30 ноября 1874 года церковь и подворье были
освящены. На торжестве присутствовали многие
видные деятели отечественной культуры,
поборники развития сербско-русских связей:
ректор Московского университета историк
С.М.Соловьев, председатель Славянского комитета
М.П.Погодин, профессор Московского университета
протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также
И.С.Аксаков, Ю.Ф. и Д.Ф.Самарины.
Праздником для сербов и сочувствующих москвичей
стало и 22 марта 1875 года - день малого освящения
Благовещенского при Сербском подворье храма. В
отправлении всенощного бдения и литургии также
принимали участие многие именитые гости:
сакелларий Архангельского собора А.Н.Лебедев,
член Синодальной конторы епископ Алексий,
архимандрит Николо-Греческого монастыря
Афанасий, члены Славянского комитета - директор
Московского архива министерства иностранных дел
барон Ф.А.Бюлер, секретарь Славянского комитета
Н.А.Попов, известный политический деятель
Угорской Руси О.Н.Добрянский. Богослужение
совершалось под древние сербские роспевы.
Обновленный на средства московского купца
В.В.Сысоева и других жертвователей храм
представлял собою уголок православной Сербии.
Высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас
был искусно исполнен мастером М.А.Большаковым.
Все иконы были расписаны по золотому фону, стены -
тоже. Из числа тридцати трех святых, здесь
изображенных, одиннадцать принадлежали Сербской
Церкви, среди них пять находились в русских
святцах: св. Савва I, архиепископ сербский, его
преемник св. Арсений I, св. цари сербские Стефан
Неманя Мироточивый (в монашестве Симеон), Стефан
первовенчанный (в монашестве Симон) и князь
сербский Лазарь. Имена многих святых
символизировали духовное единство двух
православных народов: свв. Кирилл и Мефодий, св.
Александр Невский - небесный покровитель
императора, даровавшего Сербской Иерархии
подворье в Москве; великомученица Екатерина - в
память императрицы, соорудившей храм; праведный
Филарет Милостивый - в память митрополита
Филарета, оказавшего немало услуг Сербской
Церкви. Над северными дверями было изображено
сожжение турками мощей св. Саввы, а над южными -
страдания Вселенского Патриарха св. мученика
Григория V, мощи которого, обретенные нетленными
в 1871 году, покоятся в Афинском соборе.
Особую историческую символику имели и святые
образа. Нижний ярус икон включал иконы Святой
Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года;
Благовещения Пресвятой Богородицы, св. Иоанна
Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон
одинакового размера помещались на стенах: св.
Андрея Первозванного, в день празднования
которого Сербия получила политическую и
церковную самостоятельность, свв.Кира и Иоанна
(бывшая храмовая), св. Саввы, первого архиепископа
Сербского, московских первосвятителей, прп.
Сергия Радонежского.
Этот удивительный по символике и значению
храм-памятник стал центром сбора денежных и
других пожертвований в пользу сербских церквей
не одной только Сербии, но и Боснии, Герцеговины,
Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других
земель. На подворье прихожане многих московских
храмов приносили иконы, которые потом
пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В
числе первых были отправлены 26 старых
иконостасных образов из храма подворья в
разоренные турками храмы Черногории.
Год окончательного устроения в Москве Сербского
подворья стал годом начала решающей для южных
славян кровопролитной борьбы за независимость.
Мусульманский гнет привел летом 1875 года к
массовому восстанию в Боснии и Герцеговине.
Вести об уничтожении и разграблении храмов
турками и о массовых зверских убийствах
православных вызвали горячий отклик у москвичей.
В воскресенье 14 сентября 1875 года в
Благовещенском храме Сербского подворья на
Солянке после Божественной литургии совершена
была торжественная панихида об упокоении
"всех православных иже в старой Сербии,
Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво
пострадаша". В московских газетах было
напечатано воззвание жившего на подворье
архимандрита Саввы об ужасном положении сербов.
После богослужений в московских храмах
зачитывалось послание митрополита Сербского
Михаила и проводился тарелочный сбор для
пострадавших жителей Герцеговины и Боснии. (В
архиве Московской духовной консистории хранятся
подписные листы по церквам всех московских
сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор
Московской городской думы об отчислении на те же
цели 20 тысяч рублей.
На помощь истекающим кровью братьям в июне 1876
года пришли Сербия и Черногория, объявившие
Турции войну. Православная Москва напряженно
следила за этой неравной борьбой. Русские были
частыми гостями московского Сербского подворья.
28 июня 1876 года в день празднования свв.
чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна в
Благовещенской церкви подворья состоялось
торжественное молебствие о ниспослании
сербскому и черногорскому воинству победы и
одолении на врагов. Еще более широко потекли
пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы
собрали 30 тысяч рублей, купили походный лазарет
на 100 коек и отправили в Белград. На средства
знаменитого московского профессора Захарьина в
Сербию был отправлен один из врачей
университетской клиники. Туда же выехала и
группа сестер милосердия женской Покровской
общины. Десятки вооруженных добровольцев
ежемесячно отправлялись в армию генерала
Черняева, воевавшего за свободу сербов.
Несмотря на помощь из России, сербская армия
потерпела несколько серьезных неудач и в феврале
1877 года Сербия была вынуждена подписать с
Турцией мир. Лишь небольшая Черногория не
подписала мирный договор и с началом
русско-турецкой войны в апреле 1877 года сумела
нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года
8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный
корпус Сулейман-паши. По случаю этой победы в
московском Сербском подворье и в Казанском
соборе на Красной площади были отслужены
благодарственные молебны.
В конце 1877 года Сербия вновь начала войну с
Турцией. После окончания русско-турецкой войны
Сербия и Черногория получили полную
независимость. В честь побед русских войск на
Балканах и освобождения славян были совершены
торжественные молебны в ряде соборов и храмов
Москвы, в том числе и на Сербском подворье. 5
ноября 1878 года подворье на Солянке вновь собрало
множество гостей. В этот день состоялось малое
освящение Благовещенского храма,
отремонтированного в основном на средства
церковного старосты, известного московского
купца С.И.Камынина. Был вновь вызолочен
иконостас, обновлена стенная роспись, за
клиросами устроили четыре больших вызолоченных
киота. В причастном слове профессор Московского
университета доктор богословия протоиерей
А.М.Иванцов-Платонов напомнил, как четыре года
назад состоялось торжество открытия первого
славянского - сербского - подворья в Москве. Было
внесено знамя, врученное москвичами сербским
дружинам в 1876 году. На празднике присутствовали
именитые гости, в том числе П.Н.Батюшков и
Д.И.Иловайский.
Многолетняя опустошительная война оставила в
Сербии и Черногории тысячи детей сиротами.
Россия стала родным домом для многих из них. В
январе 1877 года в Москву из Сербии на попечение
Славянского комитета прибыли 21 девочка и 2
мальчика в возрасте от 6 до 14 лет. И позже Москва
принимала сербских детей-сирот, устраиваемых
затем в приюты.
В Московском университете, Духовной академии,
других учебных заведениях обучалось много
выходцев из южнославянских областей. Сербское
подворье было своеобразным духовно-культурным
центром студенческой православной молодежи. На
подворье продолжалась традиция совместного
празднования сербами и русскими гражданских и
церковных праздников. 10 октября 1880 года в
Благовещенской церкви отпевали первого
настоятеля Сербского подворья архимандрита
Савву, погребенного затем в Алексеевском
монастыре.
Сербское подворье в Москве продолжало
существенно влиять на материальное положение
всей Сербской Церкви. Благодаря щедрым
пожертвованиям москвичей в Благовещенский храм
многие бедные монастыри и храмы Сербии
украсились ценной утварью и облачениями.
Однако уже первые годы независимости Сербии были
омрачены раздором, вызванным посягательством
Скупщины на права православной церкви. Против
этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в
октябре 1881 года был удален королем Миланом с
митрополичьего престола и даже на несколько
месяцев посажен в тюрьму. Митрополит, так много
сделавший для освобождения своей родины,
вынужден был жить то в Болгарии, то в
Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он
получил разрешение поселиться в России. В том же
году страдалец-иерарх приехал в Киев, а затем в
Москву на Сербское подворье, которое поступило в
его распоряжение. Как вспоминали современники,
"страдалец приобрел общую любовь и уважение
среди жителей первопрестольной столицы... Москва
горячо полюбила доброго, умного, кроткого старца,
который нашел в ней вторую родину".
Изгнанник жил на Солянке до мая 1889 года, когда по
предложению нового сербского короля Александра I
он возвратился в Белград на митрополичий
престол. Святитель Сербии Михаил был награжден
многими орденами России: св. Владимира I и II
степени, св. Александра Невского, св. Анны и
другими. Он был избран почетным членом
Московской Духовной академии, Московского
университета. Умер митрополит Михаил 5 февраля 1898
года и был погребен в кафедральном Белградском
Михайловском соборе. Когда об этом узнали в
Москве, во многих ее церквах были совершены
панихиды.
Особо торжественно отмечались на подворье
праздники в память первого архиепископа и
просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14
января на Божественной литургии в храме
присутствовали все проживающие в Москве сербы.
Вот как, например, проходил праздник в 1893 году. По
окончании службы в покоях настоятеля
архимандрита Саввы состоялся традиционный
сербский обряд "Славы" и "Крестного
имени". Студенты-сербы хором исполняли гимн св.
Савве, русский и сербский. Затем произносились
речи о св. Савве, о дружбе сербов с русскими. Так,
студент IV курса Московской Духовной академии
Ч.И.Митрович вспомнил о русской обители на Афоне,
где постригся в иноки св. Савва, о великих сербах
в России, о постоянном заступничестве России за
сербов.
В 1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с
Благовещенским храмом на средства московского
купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя
св. Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка
состоялась 12 июня 1894 года и сопровождалась
крестным ходом из храма на место сооружения.
Попутно скажем еще об одном южнославянском
"следе" в религиозной жизни Москвы.
Московские богомольцы и знатоки древней
архитектуры хорошо знали белокаменный храм св.
Трифона мученика на северной окраине города. В
конце XVIII - начале XIX века приход его опустел и
появилась даже мысль об упразднении самого
храма. Его возрождению способствовало посещение
Москвы архимандритом при Черногорском
митрополите Стефаном Вукотичем. В соборе города
Котор в Черногории хранилась глава св. мученика
Трифона. Узнав о приезде Вукотича, московский
купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков
пожелал создать для мощей своего небесного
покровителя достойную раку. По возвращении на
родину архимандрит поведал о желании
московского купца митрополиту Черногорскому
Петру Негошу, и в знак благодарности последний
прислал в 1803 году три части мощей от главы
мученика Трифона. Добряков уложил их в
серебряные вызолоченные ковчежцы и преподнес в
1812 году императору Александру I, который в свою
очередь пожертвовал их в 1819 году Трифоновскому
храму. День перенесения мощей 14 сентября стал
ежегодным местным праздником, и с него началось
возрождение храма. Приезжавшие в Москву высокие
черногорские гости непременно посещали
Трифоновский храм и прикладывались к мощам.
Москва православная видела в своих храмах части
и других святых мощей, привезенные из Сербии. Так,
осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были
поставлены части мощей великомученика Никиты и
преподобного Феоктиста, присланные из сербского
монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним
помогли восстановлению древней обители Сербии.
В 1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет
назад, пришла на помощь южным славянам, увязшим в
балканских войнах, в том числе Сербии и
Черногории. В декабре 1912 года черногорская
королева Милена прислала московскому городскому
голове телеграмму с выражением благодарности за
пожертвование Черногории 15 тысяч рублей. В
помощь православным Сербии и Черногории
значительные суммы жертвовали московские банки,
благотворительные общества, отдельные лица.
Тяжелейшим испытанием для Сербии стала первая
мировая война. Австро-Венгрия обрушилась на нее
всей своей мощью. Это вызвало в Москве взрыв
солидарности с сербами. 18 июля 1914 года вечером на
Красной площади у памятника Минину и Пожарскому
при большом стечении народа состоялся
торжественный молебен, а затем и патриотическое
собрание. Крестный ход двинулся из храмов Христа
Спасителя и Василия Блаженного к памятнику.
Хоругвеносцы несли иконы Спасителя, Божией
Матери, святителей Алексия и Ермогена, а также
национальные флаги России, Сербии, портреты
Николая II и сербского короля Петра. Крестный ход
сопровождался пением многотысячного хора. На
Красной площади звучали чешские и сербские
приветствия. В тот же день в храме Сербского
подворья состоялся молебен о ниспослании победы
сербскому оружию. После молебна под
председательством городского головы Н.И.Гучкова
открылось заседание Славянского комитета.
Решено было выпустить особое воззвание к
русскому обществу с призывом о помощи сербам. На
заседании присутствовал московский губернский
предводитель дворянства А.Д.Самарин.
Огромная манифестация москвичей состоялась в
тот же день на Страстной площади у памятника
герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву.
Оттуда манифестанты направились колоннами в
Кремль и к Александровскому вокзалу. Члены Союза
Михаила Архангела и Союза русского народа несли
огромные транспаранты с надписями: "Долой
Австрию, да здравствуют Россия и Сербия!",
"Да здравствует Россия - сестра Сербии!"
Москва, несмотря на тяжелейшее экономическое
положение, посылала в Сербию врачей и медсестер,
оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916
года москвичи с воодушевлением встречали
премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени
Московской городской думы ему было вручено 100
тысяч рублей в помощь сражающейся Сербии.
В 1918 году вместе с другими православными
подворьями закрыли и Сербское, а Благовещенский
Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933
году храм с часовней был разрушен. Однако дух
единства русского и сербского народов не угас.
После революции в России Сербия приютила тысячи
русских беженцев. Нигде в Европе русским
эмигрантам не жилось так спокойно, как в
единоверной Сербии.
Вековые братские отношения между русскими и
сербами прочны и сегодня. Последние
драматические события в бывшей Югославии и
реакция на них в России - яркое тому
свидетельство.
|