ИНОСТРАННЫЕ КАРТЫ
Самые первые планы Москвы (начиная с середины XVI) века дошли до настоящего времени лишь в зарубежных изданиях. Поэтому эти карты являются весьма важным источником картографической информации о нашем городе эпохи XVI-XVII веков. На сегодня известны 15 планов Москвы или ее частей той эпохи, опубликованные за рубежом теми авторами, которые, как правило, побывав в России, сумели добыть там необходимую информацию для будущего картосоставления. Все они, за редким исключением, являлись аксонометрическими рисунками, или "физиограммами", на которых здания, стены и другие объемные объекты изображались в условной перспективе как бы с высоты птичьего полета. Почти все авторы этих карт иностранного производства хорошо известны, поэтому их карты обычно и различают, называют их по имени автора.
Долгое время составление этих планов приписывалось иностранным дипломатам, путешественникам и военным агентам. Однако, новейшими исследованиями убедительно доказано, что почти все планы-рисунки XVII в. основаны на русских первоисточниках, которые давно оказались утерянными.
Дошедшие до наших дней ранние планы Москвы ученые связывают с обширной градостроительной деятельностью в столице того времени и крупными картографическими и описными работами, развернувшимися в Русском государстве во второй половине XVI в.
У историка В.Н. Татищева находим сведения о распоряжении Ивана IV в 1552 г. не только земли измерить, но и "чертеж государства зделать".
Вслед за широкими градостроительными мероприятиями в конце XVI века работа по картографированию была предпринята правительством Бориса Годунова и направлена на фиксацию владений Московского государства. Составление карт Древней Руси сопровождалось изготовлением планов наиболее важных городов и укрепленных мест для военно-административных и хозяйственных целей. Работа эта, видимо, носила систематический характер.
Последствия стихийного бедствия - грандиозного пожара Москвы 3 мая 1626 г. - также принесли неожиданные результаты для истории русской картографии. По указу Михаила Федоровича князю Г. Волконскому и дьяку В.Волкову было велено в Кремле и Китай-городе "перемерить и описать большие улицы и переулки в государеву указную сажень". Проводимые измерения выражались в стандартной мере казенной сажени, равной 2 м 13,36 см. Естественно, что вместе с измерениями продолжалось и картографирование города.
Таким образом, в ходе восстановительных работ, в том числе и картографических, были созданы географическое описание страны — Книга Большому чертежу, новый обзорный чертеж Русского государства и чертеж "Полю" (степи) от Москвы до Крыма. Этот грандиозный сборник планов, который предположительно датируется от 70-х годов XVI в. до начала XVII в., к сожалению, не дожил до наших дней.
Несомненно и то, что первые русские чертежи вскоре попали за рубеж и стали прототипами всех планов Москвы, изданных в XVII в. в Голландии, Польше, Германии и в других странах. В 1613 году карты были изданы амстердамским картографом Гесселем Герритсом. Позднее они не раз переиздавались; наиболее известны издания И. Блеу, который в 1642 году издал "Новый атлас" - Театр Земного шара, или Новый Атлас, куда вошли картины и описания всех местностей (Theatrum orbis terrarum, sive Atlas novus, in quo tabulae et discriptiones omnium regionum, editae a Guilielmo si I. Blaeu Amsterdami, 1642), а в 1662 году переиздал в своей "Космографии". По-видимому, они стали основой почти для всех планов Москвы, издававшихся за рубежом в течение XVII века. Планы Москвы конца XVI в. - первых десятилетий XVII в. неоднократно переиздавались и перегравировывались вплоть до XIX в. с изменениями в масштабах и оформлении. Известны около 30 модификаций гравюры С. Герберштейна, 10 - Петрова чертежа, 13 - Годунова чертежа и 8 - Сигизмундова плана.
Есть основания считать, что голландские издатели планов старались точно передать характер русских подлинников. В таком случае подлинники конца XVI века отличались высоким профессиональным уровнем исполнения, поскольку даже известные нам поздние переиздания сохранили блеск уверенного мастерства авторов, хорошо знакомых с приемами аксонометрического чертежа и законами перспективы, умевших правильно скомпоновать чертеж и изящно его оформить.
* Оглавление *
|