Палаты бояр Романовых в Зарядье
Зарядье - один из древнейших районов Москвы, который был расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Свое название он получил в XVI веке, так как располагался "за рядами" торговых лавок, примыкавших к Красной площади.
В середине XX века большая часть Зарядья была снесена, и на его месте выстроили "ультрасовременное" здание гостиницы Россия. И сегодня от всего старого квартала осталось лишь несколько строений вдоль Варварки, точнее, между самой улицей и зданием гостиницы.
Однако этот небольшой уголок Москвы является поистине уникальным и представляет собой настоящий музей древнерусского зодчества под открытым небом, практически сохранивший облик XVI-XVIII веков. Здесь находятся целый сонм церквей, которых до революции было еще больше, но и сейчас панорама улицы изобилует множеством куполов. Среди них - церковь великомученицы Варвары, по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также стоящая оскверненной еще с советских времен церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, Папы Римского на Варварской площади. Особый колорит добавляют, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий - Старый Английский двор и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный букет зубчатая крепостная стена Китай-города.
Белокаменное здание палат с шатровой крышей когда-то входило в состав обширного городского двора. Время основания усадьбы ученые относят к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. Дом построил Никита Романович, сын того самого Романа Юрьевича, давшего начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. К сожалению, здание не дошло до нас в своем первозданном виде. Однако глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке, сохранился.
В 1571 году, во время нашествия Девлет-Гирея, когда вся Москва предана была пламени, пострадал по всей вероятности и двор Никиты Романовича. После этого, спустя десять лет, в 1580 году, хозяин дома подвергся опале Грозного: после брака своего с Марией Нагой царь послал на двор Никиты Романовича 200 стрельцов, которые и расхитили все достояние боярина. Никита Романович, кроме того, лишился всех своих поместий и остался в совершенной бедности, так что принужден был просить у проживавших подле него англичан материи на одежду себе и детям. В дни славы и благоденствия своего Никита Романович не чуждался сближения с англичанами, и один из них давал даже уроки латинского языка сыну его юному Федору Никитичу, впоследствии патриарху российскому Филарету. Впрочем, Иван Васильевич возвратил милость к шурину по первой незабвенной своей супруге и, умирая, назначил Никиту Романовича в числе четырех ближайших советников сыну своему царю Федору Ивановичу.
По возвращении царской милости боярину Никите Романовичу и по вступлении в отеческое наследие его сына, Федора Никитича, бывшего в великой милости у своего двоюродного брата царя Федора Ивановича, двор их приведен был в наилучший вид. Сохранилось предание, что именно здесь родился царь Михаил Федорович. В первый раз предание это является записанным в первой половине XVIII века при архимандрите Николае по случаю прошений его о пособии для восстановления ветхих старинных монастырских зданий.
При Борисе Годунове Романовы, как явные претенденты на русский престол вновь подверглись опале, а Федора Никитича сначала в 1599 году заключили в тюрьму, а потом насильно постригли в монахи под именем Филарета.
С этого времени двор на Варварке долго оставался без своего хозяина, и хотя Филарет Никитич был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, как монах, не жил в своем доме.
В 1626 году мая 3-го дня пожар, опустошивший Москву, не пощадил и государева двора. Следствием его было расширение Варварской улицы. Но каменные палаты на углу этой улицы и Псковского переулка, ликвидированного в XX веке при строительстве гостиницы, оставлены на старом месте.
Возрождение двора началось по избрании Михаила Федоровича на престол России. Государь занял царские палаты в Кремле, и дом этот стал известен как "Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы". В то время при Знаменской церкви на государевом дворе был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Что же касается до палат царских, то они едва ли кем были заняты.
24 сентября 1631 года, после смерти своей матери, инокини Марфы Ивановны, новоизбранный царь подписывает указ об основании Знаменского монастыря, а грамотой от 1 ноября того же года наделяет обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, в числе которых и уже знакомые нам палаты.
Монастырскими усилиями на белокаменных подвалах строятся два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями.
Помимо двух зданий, составлявших палаты Романовых, здесь были построены деревянные кельи и больница, вся площадь монастыря была местами обнесена решетчатым забором, а больше частоколом, как то было и у других монастырей в начале XVII века. В 1668 году, во время очередного пожара, пострадал и Знаменский монастырь, о чем и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. На прошение это отозвались сильные царские родственники Милославские. Иждивением Милославских, особенно же Ивана Михайловича, а частью и монастырским, старинные палаты были восстановлены.
При возобновлении построек старые палаты были разобраны по погребной свод и сделаны новые палаты с крыльцом. Палаты эти получили название "на верхних погребах", иногда же их просто называли "верхними" в отличие от других, которые были на монастыре ниже их и также с погребами. С начала и до конца XVII века (до 1675 г.) палаты эти стояли одни на Варварской улице. По возобновлении в палаты были помещены казенные кельи, которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности. В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись огню. В первой половине XVII века казенные кельи из палат перенесены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий со штатом. Он жил в них десять лет, с 1752 по 1762 год, и потому палаты назывались архиерейскими.
Однако судьба памятника истории и архитектуры в эти годы оставляет желать лучшего. С перенесением столицы в Петербург значение Москвы и внимание к ней со стороны властей уменьшилось. Это отразилось и на здании монастыря и примыкающих к нему построек. Лишь в начале 40-х годов по приказу Елизаветы Петровны в монастыре "исправили ветхости". Однако после выбытия митрополита по крайней скудости монастырских средств палаты стали отдаваться в аренду. Все эти события и перестройки изменили здание до неузнаваемости.
Лишь в середине XIX века, император Александр II решил устроить в своей родовой вотчине музей "Дом бояр Романовых", один из первых музеев Москвы. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. По проекту придворного архитектора Ф.Ф.Рихтера, воспользовавшегося историческими аналогами, был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей и достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка частично сохранилась и поныне.
Существующее здание - кирпичное, двухэтажное, с глубоким белокаменным подвалом и третьим деревянным этажом стоит по линии улицы. Сильный перепад рельефа привел к тому, что здание оказалось врезанным в склон с улицы: подклет и большая часть первого этажа скрыты землей. Здание составлено из двух объемов: большего - восточного (в основе наиболее древнего) и меньшею - западного, вытянутого вдоль улицы, с крыльцом со стороны двора. Обе части, образуя "глаголь", огораживают внутренний дворик перед крыльцом, которое заслоняет почти весь южный фасад западной части здания.
Внутри находится хорошо сохранивший первоначальные формы подклет ("верхние погреба"), слабо освещенный редкими окнами и перекрытый цилиндрическим сводом. В подклете, или, как его еще называли, нижнем жилье помещается поварня, или стряпушая, с русской печью и старинной кухонной утварью: кувшины, кунганы, братины, ендовы, фляги, жбаны медные и железные с разными надписями. В подвальный этаж, или погребье, ведет широкая каменная лестница, по ней вкатывали и спускали в медушу бочки с фряжскими винами, пивом, медом и квасом. В подвале, помимо продуктов хранились сундуки с одеждой и оружием.
Выше находились жилые помещения. Небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками предназначались для мужчин. Здесь, помимо общей "трапезной", где семейство обедало, а также принимались гости, нашему взгляду предстает "кабинет боярина" и "комната старших сыновей" с обширной библиотекой и "учебными пособиями": астролябией, телескопом, географическими картами. Женщины жили в верхнем, деревянном этаже, называемом теремом. Здесь, наоборот, мы видим большие, просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из них, так и называемое - светлицей - предназначалось для занятий рукоделиями.
Вопреки расхожему мнению, рисующему нам чуть не тюремное пребывание и бесправное положение женщин, жизнь в тереме мало была похожа на заточение. Если простолюдинки, как и мы с вами, дорогие читательницы, вынуждены были ежедневно выходить их дома по делам - на рынок за продуктами или на заработки, боярыня и ее дочери пользовались привилегиями, не имея такой надобности. Иногда, впрочем, они вольны были выезжать друг к другу в гости, но и дома они не скучали. Об этом говорят и большое количество книг на женской половине, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со служанками. Девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. И приданое невеста изготавливала себе своими руками. Выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. Она, правда, не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.
Убранство древних палат поистине великолепно. Подлинные шедевры прикладного искусства - изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах - все это свидетельствует о высоком мастерстве их исполнителей - простых русских людей.
После революции царский музей превратили в Музей старого русского быта, по сей день сохраняющего для нас подлинные предметы давно прошедших лет.
Здесь же было обнаружено исторически уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века. Историки допускают возможность того, что здесь жили ремесленники в XVI веке, возводившие каменные постройки в Зарядье. Самая интересная и важная находка - это производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов. Здесь впервые в Москве посетители смоги ознакомиться с этим и другими археологическими памятниками под землей - на глубине древнего культурного слоя.
Из этого краткого описания устройства палат бояр Романовых можно составить себе довольно точное понятие обо всем домашнем обиходе нашего древнего боярина, исконно русских традициях, деловой и культурной жизни. В ту пору, несмотря на устоявшееся мнение об "отсталости", в Россию уже проникали западные науки и развивались свои. Но этот боярский памятник имеет для нас значение более важное, нежели остаток древности: он дорог сердцу каждого русского как колыбель, как место рождения родоначальника царственного Дома Романовых.
Посетив музей, Вы словно попадаете в эпоху четырехсотлетней давности с ее православным, патриархальным укладом. А проникнутые патриотизмом и любовью к России и Москве того времени рассказы экскурсовода делают "путешествие в прошлое" стольного града незабываемым как для Вас, так и для Ваших детей. Экскурсия, длящаяся около часа, пролетает на одном дыхании.
Москва. Декабрь 2003 года.
Выпуск подготовлен по материалам музея и книгам: Кондратьев И.К. "Седая старина Москвы" и "Памятники архитектуры Москвы" и собственным впечатлениям от посещения музея.
|