|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Скоро Яков Иванович стал известен и как создатель единственной в мире галереи, посвященной лошади. Коннозаводчик собрал множество картин и фотографий с изображениями лошадей, бронзовых скульптур, книг о лошадях. Другой такой коллекции в мире не было, и нет до сих пор. Первые приобретения для музея Яков Иванович делал еще в юношеские годы в в антикварных магазинах Буша, Дациаро и Фельтена. В Петербурге он познакомился с некоторыми художниками, был представлен И.Е.Репину, стал бывать у него в доме. Заметив интерес юноши к живописи, Репин часто приглашал его в свою мастерскую, показывал свои работы. Поучения и наставления Ильи Ефимовича сказались на формировании художественных вкусов и пристрастий Бутовича. Получив самостоятельность после окончания училища, Яков Иванович начал систематически приобретать картины, изображающие лошадей, а после переезда в Прилепы с еще большей энергией занялся коллекционированием. Теперь он имел возможность чаще бывать у антикваров в обеих столицах, да и в Туле порой случалось ему делать очень интересные приобретения. Бутович стал приглашать в Прилепы художников, заказывая им портреты своих лошадей. У него бывали и даже подолгу жили живописец С.С.Ворошилов, внук знаменитого скульптора живописец Н.А.Клодт. Академик Р.Ф.Френц работал в Прилепском конном заводе над огромным полотном "Табун Я.И.Бутовича". Ему помогал сын - известный впоследствии советский художник Р.Р.Френц. Большая дружба связывала Бутовича со знаменитым баталистом и анималистом Н.С.Самокишем. Первую работу этого художника Яков Иванович купил еще в 1901 году. Познакомились они лишь через десять лет, и Самокиш стал ежегодно подолгу гостить в Прилепах, работая над картинами. В Прилепах Самокишу довелось принять участие в спасении картин во время пожара, вспыхнувшего в ночь на 31 декабря 1913 года. К счастью, все картины, за исключением одной, удалось спасти. В газетных репортажах о пожаре коллекция Якова Иванович впервые была названа музеем, и это вполне заслуженно. В коллекцию входили два батальных этюда и картина "Затравили" А.Д.Кившенко - художника, известного всей России своим историческим полотном "Совет в Филях", картины и рисунки П.О.Ковалевского, живописные работы П.П.Соколова, П.Н.Грузинского, К.Н.Филиппова, скульптуры П.К.Клодта, Н.И.Либериха, Е.А.Лансере. Была здесь прекрасная картина В.А.Серова "Портрет рысака Летучего". Именно этот шедевр бросился спасать Самокиш, разбуженный криками "Пожар!".
Кроме картин в музее имелась старинная мебель, альбомы и отдельные фотографии лошадей Библиотека музея насчитывала около 3000 книг по иппологии, коневодству искусству выездки и верховой езды, истории конезаводства. Особое место занимали в коллекции работы "отца русской ипической живописи" Николая Егоровича Сверчкова. Еще в юнкерские годы Бутович познакомился с сыном Сверчкова Георгием, также талантливым живописцем, был представлен вдове художника Поликсене Владимировне. От них он узнал множество подробностей биографии Сверчкова, которые изложил потом в своей книге о жизни и творчестве художника. Впоследствии он выкупил некоторые из его картин, акварелей, рисунков и скульптур, оставшихся в семье. К моменту пожара в коллекции Бутовича было 35 живописных работ Сверчкова и среди них замечательная картина "Холстомер", написанная по мотивам повести Л.Н.Толстого. Бутовичу удалось купить этот шедевр на распродаже невостребованных вещей в ломбарде, куда его заложил и не выкупил в срок ведший жизнь не по средствам и постоянно нуждавшийся в деньгах Георгий Сверчков. Подробное описание этой картины также войдет в рукопись Бутовича о Сверчкове наряду с ранее неизвестными подробностями жизни Толстого, с которым Яков Иванович был хорошо знаком и неоднократно бывал в гостях у писателя в Ясной Поляне. Бутович постоянно разыскивал работы Н.Е.Сверчкова, положив себе за правило покупать каждую, не считаясь с денежными затратами. Даже за акварели любимого мастера он порой платил по тысяче рублей и более - огромные по тем временам деньги. В 1916 году он строит специальное здание для музея с соблюдением правил и требований, предъявляемых к музейным зданиям. Оно было возведено в архитектурном стиле ампир и по тем временам было идеальным для размещения экспозиции. Его галерея становится настолько популярной, что сюда приезжают знатоки искусства из Москвы и Петербурга. Элитарный журнал "Столица и усадьба" напечатал о "лошадиной" художественной коллекции большую восторженную статью. В музее Бутовичем велась большая научная работа по составлению системных каталогов художественных произведений и книг. После…
В 1918 году, спасая завод и галерею от крестьянских погромов, он добился национализации Прилепского конезавода, а также того, чтобы его поставили возглавлять предприятие. Яков Иванович передал государству и музей, став его смотрителем и продолжая пополнять коллекцию на свои деньги. На приобретения экспонатов он истратил значительную сумму, вырученную от продажи золотых медалей, которые выиграли лошади Прилепского завода на ипподромах в прежние времена. В числе купленных в то время картин только работ Сверчкова было более 30 и среди них огромное полотно "Масленичное катание в деревне". Казалось бы, Яков Иванович сделал благополучную карьеру советского служащего. Он был свой человек в Наркомземе, входил в различные комиссии и комитеты по развитию коневодства. Ему покровительствовали Лев Троцкий и Семен Буденный. Он впервые в послереволюционной России организовал бега и выставку орловских рысаков в Туле, был инициатором создания Чрезвычайной комиссии по охране животноводства, ответственным руководителем государственных конных заводов и государственной конюшни в Тульской губернии, председателем комиссии по возобновлению испытаний лошадей в РСФСР, возглавлял даже некоторое время отдел коневодства Наркомзема РСФСР. ***Однако в 1924 году на Бутовича начались гонения со стороны властей Тульской губернии. По времени эта компания совпала с выселением всех бывших помещиков, которые по тем или иным причинам остались вблизи своих бывших владений. Будучи заведующим музеем, Бутович сохранял помещичий уклад жизни, пользовался услугами личного повара, продолжал жить в своей усадьбе. Это вызывало восхищение одних и ненависть других. Его колоритная, независимая, вызывающая фигура явилась прообразом для героев М.Булгакова в "Театральном романе", П.Романова в "Трех парах шелковых чулок", П.Ширяева в повести "Внук Тальони". Однако эти же качества "барина" никак не устраивали представителей советской власти.
Бутовича освободили от руководства как бывшего дворянина. А в 1927 году Прилепский завод был ликвидирован, как якобы не дающий ценного племенного материала. Табун передали в Хреновский конный завод, а в Прилепах была размещена Тульская государственная заводская конюшня. Теперь здесь сосредоточились на выращивании лошадей русской рысистой породы, выведенной скрещиванием орловского и американского рысака. Против этого так боролся Бутович в течение всей своей жизни! Можно только представить, каким ударом стало для него это решение Наркомата. ***Не менее печальным событием стало расформирование в 1928 году художественной коллекции прилепского музея. При ее передаче Яков Иванович тщетно пытался оставить хотя бы некоторые вещи, купленные в последние годы за собственные деньги. А в сообщениях об открытии спустя год в Москве при ипподроме Государственного научно-художественного музея по коневодству и коннозаводству фамилия подлинного создателя музея даже не упоминалась. ***В это время он уже был арестован - ему дали три года тюремного заключения со строгой изоляцией по уголовной статье: политические процессы в стране тогда еще не начались. Посадили в Бутырку, потом перевели в Тульскую тюрьму. Человек, привыкший к высшей степени независимости, оказался в переполненной камере. Только через четыре месяца он смог прийти в себя и начал одну за другой записывать родословные своих лошадей, чтобы помочь их нынешним хозяевам. Здесь же, в тюрьме он занялся воспоминаниями - о революции, Гражданской войне, событиях, предшествовавших аресту. Яков Иванович начал писать свои воспоминания еще в 1925 году, - в рукописи он рассказал о своем детстве, учебе, участии в войне, о том, как ему помогали купить Прилепы два ушлых еврея, поскольку это имение было уже заложено и перезаложено. Он писал о лучших орловских рысаках и лучших коннозаводчиках России. Будущую книгу назвал "Мои Полканы и Лебеди". Сегодня имеется только одно свидетельство пребывания Якова Бутовича в тюрьмах и лагерях - в книге "Погружение во тьму", вышедшей в Париже. Ее автор, Олег Волков, бывший узник советских лагерей, пишет: "...В толстом невысоком человеке с подстриженной седой бородкой и пенсне на шнурке, суетливо раздевавшемся рядом со мной перед тюремными обыскивателями в синих халатах, я неожиданно узнал Якова Ивановича Бутовича - тульского помещика и коннозаводчика. О нем много толковали в Москве как об удивительном "эквилибристе": Яков Иванович не только остался хозяином своего завода в новой ипостаси заведующего, но и стал главнейшим консультантом по конному делу в Наркомземе, у Буденного. Им, из своих коллекций, был создан музей коннозаводства России; он будто бы разговаривал из кабинетов губернских властей по прямому проводу с самим Троцким; ездил по-прежнему в коляске парой в дышло. И держал в черном теле назначенного к нему на завод с великими извинениями комиссара: "Нынче иначе нельзя, Яков Иванович! Уж не обижайтесь - с нас тоже спрашивают!" ...Я слышал, как, отвечая на вопросы анкеты, он с некоторым вызовом бросил на все помещение: "Сословие? Дворянин, конечно!" Было известно, что Яков Иванович резко одергивает называющих его "товарищем Бутовичем". Любителям внимать чужим разговорам скоро наскучивали рассуждения о статях и резвости рысаков с героическими кличками, и они уходили. Кознетворцы не рисковали задевать: …манера Якова Ивановича расхолаживала нахалов. "Принеси-ка мне чаю", - спокойно, с уверенностью в своем праве распоряжаться, сказал он как-то Ваське Шалавому, распущенному карманнику, вздумавшему приступить к нему с остротами. Вор, всем на удивление, отправился к чайнику нацедить кружку. - "Спасибо, голубчик", - поблагодарил Бутович, принимая из его рук чай, точно и не ждал, чтобы его поручения не выполнили. В Бутовиче были все приметы русского барства: вежливость, исключавшая и тень фамильярности; сознание собственного достоинства, и даже исключительности, при достаточно скромной манере держаться; благосклонность с еле проступающим оттенком снисходительности..." ***Выйдя в 1931 году на свободу без права проживать в Москве и других крупных городах, Яков Иванович поселился в Вязьме, потом в Щиграх Курской области. Посетив Музей коневодства, он остался недоволен и составом экспозиции, и отсутствием новых поступлений, и недостаточной, по его мнению, исследовательской работой. В помощь музейщикам он составляет "Описание коллекции Прилепского музея". "Какое несчастье, - восклицает он в своем "Описании", - что теперь мы переживаем такое время, когда не до акварелей, выражаясь фигурально, а буквально, когда искусство забыто, оплевано и брошено... Не только жутко сказать, но жутко подумать об этом. С грустью склоняю я свою седую голову над этими строками, бросаю перо и думаю о том, как ненужно, как глупо прошла моя жизнь: вместо того, чтобы наслаждаться жизнью и жить для себя, я жил для других, думал о России, трудился, не покладая рук, создал галерею, собрал и сохранил множество первоклассных произведений искусства и все для чего? - для того, чтобы на склоне своих лет видеть, как если не все, то почти все эти произведения искусства валяются в полусырой кладовой и не сегодня-завтра пойдут за гроши и будут распроданы и разбазарены!!! Стоило жить, стоило трудиться". С большим трудом Бутовичу удалось получить гонорар за предоставление этого описания музею. В это время Бутович имел кое-какой заработок в расположенном в Щиграх коневодческом хозяйстве. В 1937 году он был вновь арестован, и уже через два месяца приговорен к расстрелу … ***Судьба Музея коневодства после смерти его создателя складывалась сложно. В конце 30-х годов он вновь подвергся расформированию. В военное время сотрудники музея были вынуждены эвакуировать его фонды, и экспонаты на долгие годы оказались в совершенно неприспособленных для хранения условиях. Однако музейным работникам удалось сохранить и даже приумножить коллекцию. В 1948 году даже был издан каталог музея, но и в нем фамилия Якова Ивановича не упоминалась. Лишь в 1989 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Яков Иванович Бутович был реабилитирован, а в сентябре 2005 года увидела свет его книга "Мои Полканы и Лебеди". Однако, посетив Прилепы, мы не нашли даже мемориальной доски на доме знаменитого коннозаводчика. Коллекция Бутовича, сохраненная и пополненная, размещается сейчас в Сельскохозяйственной академии. Пережил советские годы и конный завод Якова Ивановича, оставшийся в Прилепах. Хорошо бы ему пережить еще и нынешнее время, в которое, как и в послереволюционные годы, мало кто заботится о том, чтобы сохранить национальное достояние, созданное и нажитое трудом людей, имена которых уже практически стерлись из нашей памяти… Использованная литература:Материалы сайта Исторические усадьбы России Материалы сайтов "Конный Дворик" и "Портал всех конников" Материалы сайта Музея коневодства Евграф КОНЧИН "Под горн президентского караула... "Царь Конь" в Историческом музее" Н.К. Фомин "Яков Иванович Бутович" Вячеслав АЛТУНИН "КУДА СКАЧУТ КОНИ?"
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||