М.В.Нащокина
Опубликовано: Московский журнал 10'1998 года
Поселок Перловка относится к числу
самых старых подмосковных дачных местностей. Это
неудивительно, поскольку он находился в
ближайших городских окрестностях - всего в 15
верстах от центра Москвы (сейчас сразу за
Окружной дорогой). Места эти славились чистым
здоровым воздухом, прекрасным купанием на Яузе,
великолепным сосновым лесом и живописными
окрестностями.
Поселок был образован знаменитым московским
чаеторговцем Василием Семеновичем Перловым на
земле своего имения. Сначала дач в Перловке было
немного, но они были весьма комфортабельны, а
потому дороги. Их могли снимать только люди с
достаточными средствами.
Развитию дачных поселков в Подмосковье особенно
способствовало открытие движения по строившимся
железным дорогам. Ввод в действие в апреле 1860
года железнодорожного сообщения между Москвой и
Сергиевым Посадом сразу сделал доступными
многие местности, которые ранее казались
отдаленными. Дешевизна и быстрота
железнодорожного сообщения обусловили то, что
уже в 1870-1880-х годах Северная железная дорога
оказалась наиболее густо заселена дачниками.
Первоначальные дачные поселки возникали на
основе старых сел или деревень, а их новая
застройка была достаточно хаотичной. К примеру, в
территорию поселка Перловка, кроме перловского
имения, вошли и крестьянские земли деревни Малые
Мытищи. Когда количество дачных местностей стало
быстро расти, земства разработали правила по
предварительной разбивке застраиваемых
территорий на кварталы, с дорогами шириной в 10
саженей для удобства проезда и пожарной
безопасности. Внешние границы поселка,
совпадавшие, как правило, с границами
землепользования, были зачастую очень
причудливы. Границы Перловки относительно более
правильны - с запада их определяла река Яуза, с
востока - Московское (Ярославское) шоссе.
В конце 1880-х годов Перловка стала весьма
оживленным дачным поселком. Вот как его описывал
современник: "Здесь, в молодом сосновом лесу,
принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им
множество дач, насчитывают более семидесяти;
весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными
красным песком, по которым можно гулять даже в
сырую погоду, вскоре после дождя. По окраине дач
протекает река Яуза с устроенными на ней
купальнями (на Яузе была устроена запруда. - М.Н.).
(...)Устройство дач со всеми приспособлениями к
летней жизни привлекает сюда москвичей, которые
так полюбили эту местность, что каждое лето все
дачи бывают переполнены жителями, а угодливый
хозяин для развлечения своих жильцов приглашает
музыку, которая играет в Перловке два раза в
неделю"1.
Центром таких поселков часто становился
общественный парк - место отдыха и прогулок
дачников. Нередко он располагался рядом со
станцией, также являвшейся сосредоточением
дачной жизни. В Перловке обширный сад для гуляния
был разбит неподалеку от станции в западной
части поселка. К нему вели аллеи, посаженные
вдоль железной дороги, - липовая и хвойная (из
елей и сосен). В общественном саду Перловки в
1895-1896 годах был выстроен новый деревянный храм во
имя Донской иконы Божией Матери2.
Кроме того, в саду располагались небольшой
копаный пруд, танцевальный павильон и летний
деревянный театр в "мавританском стиле", в
котором в 1900-1910-х годах выступала антреприза
Н.Н.Чукмалдина, обслуживавшая и поселок Пушкино.
В свободные от спектаклей дни в театре
устраивались балы и сеансы синематографа3. Около
станции в Перловке уже в начале 1890-х годов к
услугам дачников работали почтово-телеграфная
станция, телефон, лавки, сновало множество
разносчиков.
Поселок славился и архитектурой дач. Среди них
выделялась по своей отделке дача самого
В.С.Перлова, где были комнаты в "японском",
"малороссийском" и "русском" стилях4. В
1910-х годах, когда уже было около 200 дач, появилось
несколько в стиле неоклассицизма. Например, дача
Л.Собинова в восточной части поселка.
План поселка, опубликованный в 1930 году,
показывает его непростую планировку,
сложившуюся еще в предреволюционные годы,
имевшую лишь элементы регулярности, что
красноречиво говорит о возрасте поселка,
возникшего в 1860-х годах. Застройка Перловки вдоль
железной дороги слилась с дачами Тайнинки.
Послереволюционная жилищная нужда тоже
отразилась на плане Перловки - в юго-восточной
части поселка вдоль Московского (теперь
Ярославского) шоссе легко заметить пятнадцать
параллельных прямых улиц с мелкой нарезкой на
участки. Эта часть была несколько
перепланирована и застроена в 1920-е годы, когда
началось бурное уплотнение жилья и застройки.
Статистика тех лет насчитывала в Перловке более
400 дач, большая часть которых использовалась уже
для постоянного проживания. Многие большие дачи
превратились в коммуналки, а их обширные участки
были разделены на более мелкие, где также
появились постройки. В эти годы началась
интенсивная вырубка деревьев, которая сегодня
привела к полному уничтожению прекрасного
соснового леса, бывшего достопримечательностью
Перловки.
В 1880-1890-е годы, когда складывались основные черты
застройки подмосковных дачных пригородов, во
многих поселках появились новые храмы, часто из
дерева. Жители Перловки и ее дачники относились к
приходу Благовещенской церкви села Тайнинского,
но ходить туда было далековато. Приход обратился
в Московскую духовную консисторию с инициативой
строительства своего поселкового храма. Место
для него было выбрано примерно в 150 км от железной
дороги.
План поселка 1930 года показывает, что территория
храма была выделена - церковный участок
правильной квадратной формы окружен дорожками,
соединявшими храм с улицей к северу от него, с
аллеей вдоль железной дороги и линией
Мытищинского водопровода. Площадка, на которой
был возведен храм, была обсажена по периметру
соснами и другими деревьями.
Архивные документы свидетельствуют, что проект
перловской церкви был утвержден 30 ноября 1894 года
Строительным Отделением Московского
Губернского правления и, вероятно, начал
осуществляться уже в следующем году, а в 1896 году
был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897
года сообщал: "...богатые крестьяне, живущие в
Перловке и окрестностях, помогают благолепию
нового храма, сооруженного недавно рядом с
Перловкой"5.
Проект церкви был разработан архитектором
Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) -
Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он
был сыном Павла Петровича Зыкова (1821-1887) -
выпускника, а затем и преподавателя Московского
Дворцового архитектурного училища, одного из
самых плодовитых московских зодчих. (Среди
множества работ Зыкова-отца можно назвать
проекты храмов и церковных интерьеров, несколько
десятков (!) иконостасов для храмов в разных
городах и селах страны.)
Зыков-сын первоначально, видимо, не предполагал
заниматься архитектурой - в 1874 году он окончил
физико-математический факультет Московского
университета. Однако семейная традиция и
склонности привели его сразу после Университета
в Санкт-Петербургскую Академию художеств, учебу
в которой он успешно завершил в 1877 году со
званием художника 1-й степени. В течение своей не
очень длинной жизни П.П.Зыков-второй занимал
разные административные должности - был
архитектором Московского попечительного
комитета о бедных, архитектором Мариинской
больницы, сверхштатным техником Строительного
отделения Московского Губернского правления,
сотрудником попечительства
Усачевско-Чернявского училища.
Объем созданного им в архитектуре был
значительно меньше, чем у Зыкова-первого, но
храмостроительство занимало в творчестве сына,
пожалуй, более значительное место, чем у его отца,
который и передавал ему строительный и
архитектурный опыт в этой сфере. Зыков-сын,
например, наблюдал за строительством по
отцовскому проекту колокольни церкви Спаса
Преображения на Большой Спасской, а вскоре сам
создал проект колокольни при храме Святого
Трифона в Напрудном (не сохранилась) и звонницы
церкви Святой Троицы при Черкасской богадельне.
Кроме того, он построил церковь близ станции
Фаустово Казанской железной дороги, осуществил
перестройку Никольской церкви в селе Покровском,
пристройки к церкви Богоявления Господня в
Елохове, осуществил и другие церковные заказы.
Будучи глубоко религиозным человеком, он состоял
в 1880-х годах старостой московской церкви Святого
Алексия в Глинищах.
Деревянная церковь во имя Донской иконы Божией
Матери была, безусловно, одним из самых
значительных архитектурных произведений
П.П.Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый
шатровый храм в русском стиле, относившийся к
весьма распространенному в средневековой Руси
типу - "восьмерик на четверике". Другими
словами, кубический объем главного храмового
пространства увенчивался небольшим
восьмигранным срубом с шатром и луковичной
главой, крытым деревянным лемехом
(по-старинному!).
Подобные деревянные церкви в конце XIX - начале XX
века появились во многих подмосковных поселках -
Удельной, Клязьме, Малаховке, Шереметевке,
Петровском-Разумовском, Сокольниках. Все они
восходили в своей основе к деревянным шатровым
храмам Русского Севера, красота которых особенно
стала привлекательна на рубеже веков, а в декоре
использовали мотивы московского узорочья
середины XVII века. Впрочем, несмотря на
типологическое и конструктивное родство, все
возводившиеся в то время подмосковные церкви
были неповторимы.
План перловской церкви представлял собой
квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин
(приблизительно 16 х 16 м) с выступающей граненой
апсидой с востока. Квадратным в плане было и
основное пространство храма (приблизительно 8,5 х
8,5 м), над которым возвышался мощный
восьмигранный шатер, по высоте (до главы)
приблизительно равный высоте стен четверика.
Храмовый четверик, прорезанный тремя окнами с
трех сторон, окружали обширные галереи-паперти. В
отличие от своих средневековых прообразов они с
самого начала предполагались закрытыми. Их
широкие проемы были застеклены, что делало этот
зимний храм, в котором изначально было задумано
отопление, еще более теплым. Галереи-паперти
роднили церковь в Перловке с уже упоминавшимся
храмом Святого Тихона Задонского в Сокольниках,
который возвел еще в 1864 году П.П.Зыков-первый.
Многократно перестраивавшаяся и находящаяся в
настоящее время в процессе реставрации, эта
церковь обнаруживала некоторое сходство с
перловским храмом.
Оригинальной особенностью перловской церкви
были треугольные по форме световые кокошники (с
окошками), создававшие в интерьере второй свет
(помимо света из окон четверика) и придававшие ее
силуэту нарядность и индивидуальность. Мотив
этих кокошников, разных по форме и величине, был
ведущим в декоративном убранстве перловского
храма. Ярус крошечных кокошничков располагался и
у основания шейки главы храма. Центральные
оконные проемы четверика были отмечены
традиционными по форме кокошниками, увенчанными
крестами, а над входами (западным, южным и
северным) в галерею храма были устроены фигурные
трехлопастные кокошники-киоты для размещения
икон. Церковь украшали фигурные наличники над
окнами четверика и разнообразные квадратные и
прямоугольные филенки, традиционные для
деревянного храмостроительства второй половины
XIX века.
Сохранившийся авторский проект храма в Перловке6
показывает его иконостас. Архитектор задумал его
трехъярусным, тябловым, тем самым ориентируясь
на русские традиции. Как известно, тябловый
иконостас - наиболее устойчивый и
распространенный в период средневековья тип
алтарной преграды.
После завершения строительства храм Донской
иконы Божией Матери в Перловке стал не только
выразительной архитектурной доминантой поселка,
но и подлинным центром духовной жизни его
жителей. Разрушенный до основания в
послереволюционные годы, он возрождается в наши
дни благодаря усилиям местного прихода. Дай Бог,
чтобы судьба обновленного храма была более
долговечной и счастливой!
1. Захаров М.П. Окрестности Москвы по Ярославской
железной дороге. М., 1887. С.1-2.
2. . Кончаловский П. От Москвы до Архангельска по
Московско-Ярославско-Архангельской железной
дороге. М., 1897. С.38.
3. Дачник. М., 1912, № 1. С.14.
4. Захаров М.П. Указ. соч. С.2.
5. Кончаловский П. Указ. соч.
6. ЦИАМ, ф.54. Проект деревянной церкви в дачной
местности под названием "Перловка". 1894.
Найден О.Н.Русиной.
|